Поговорка “Хлеб – всему голова”, похоже, устарела. Падение рынка хлебобулочных изделий (ХБИ), начавшееся в 2009 г., продолжается. Уже ставшие традиционными причины сокращения рынка ХБИ – экономность населения и забота о своем здоровье – в прошлом году пополнились еще одной: потерей территорий.
Вынужденная макроэкономия
Рынок хлеба – один из самых непростых продовольственных рынков. Рентабельность производства ограничивается жестким госрегулированием цен на т.н. социальные виды хлеба. Близость производителя к верхушке исполнительной власти позволяет иметь доступ к ресурсам Госрезерва. Усиливается разгул теневых пекарей. На все это накладывается сокращение реальных доходов граждан – инфляция в 2014 г. составила почти 25%. И, по данным Госстата, в ноябре производство хлеба и хлебобулочных изделий было на 10,4% меньше, чем в ноябре 2013 г.
Динамика производства хлебобулочных изделий в Украине, тыс. т
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 9 мес. 2014 г. |
Производство | 1978 | 1828 | 1808 | 1694,2 | 1607,4 | 1510,7 | 1010,6 |
Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting
Удар, прежде всего, пришелся по ценовым сегментам “средний” и “выше среднего”. По данным GfK Ukraine, потребительские настроения в Украине стабилизировались на низком уровне. “Без существенных сдвигов в экономической ситуации вероятность улучшения и потребительских настроений низкая”, – комментируют аналитики GfK Ukraine, отмечая, что сильнее всего ухудшились потребительские настроения у наиболее экономически активных граждан в возрасте 31-45 лет.
Но нет худа без добра – мы стали выбрасывать меньше еды. После празднования 2014 г. мы отправили на свалку 13% закупленных продуктов. После этого, в 2015 г. на мусорки отправились 7,4% закупленных продуктов, свидетельствуют данные AgriSurvey. И хотя эти 7,4% стоили нам 546 млн. грн., положительная динамика все же налицо. “Данные исследования отражают общую ситуацию в потребительской среде. В ноябре инфляция продуктов питания и безалкогольных напитков составила 21% относительно аналогичного месяца 2013 г.”, – резюмировал эксперт аграрных рынков УКАБ Игорь Остапчук.
Массовый отказ от хлеба
Ожидания хлебопеков, что население перейдет на более дешевые сорта ХБИ, не оправдываются уже пятый год подряд. В 2009 г. почетный президент ООО “Хлебные инвестиции” Юрий Триндюк утверждал: “Хлеб – это продукт первой необходимости, народ его есть не перестанет. Чем дороже другие продукты, тем выше продажи хлеба. Если будут дорожать мясо, молоко, то люди начнут увеличивать потребление хлеба”.
Но именно в 2009 г. рынок ХБИ впервые продемонстрировал падение. И, скорее всего, в 2015 г., падение этого рынка также неизбежно. Несмотря на прогнозы центра “Института аграрной экономики”, специалисты которого считают, что недостаток мясомолочной продукции, рыбы и фруктов украинцы восполнят за счет ХБИ, круп, картофеля и других овощей.
За неполный прошлый год падение потребления ХБИ на душу населения составило 5,2%, свидетельствуют данные Pro-Consulting. Различие в общих показателях и показателях на душу населения в 2014 г. начальник отдела инвестиционного анализа Аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Ткачев пояснил так: в 2014 г. расчеты производились без учета Крыма (2,5 млн. человек). “Расчет потребления продукции делается путем деления объема рынка на количество населения. Сложилась ситуация, когда население сократилось больше, чем объем рынка, что дало разницу в динамике по потреблению и емкостью рынка”, – сказал Александр Ткачев.
Свою роль в падение продаж хлеба и булок внесла и пропаганда здорового образа жизни (снижения веса). Население все более тяготеет к т. н. здоровому питанию – это выражается в росте популярности японской и азиатской кухонь. В частности, доля рынка “Японии” в ресторанном сегменте разрослась до 20-30%. А с доставками “суши” и “сашими” на дом пока конкурирует только доставка пиццы. (Анастасия Арасланова-Абраменкова, специально для РБК-Украина/Пищепром Украины и мира)