Если посмотреть на 2014 г. с точки зрения аграриев, то он войдет в историю как год целого ряда рекордов и достижений. Несмотря на потерю более 10% площади страны из-за аннексии Крыма и военных действий на территории Луганской и Донецкой областей, Украина получила один из самых высоких за всю историю урожай. По урожайности, которая для зерновых составила в среднем 4,2 т/га, страна уже отстает всего на 40% от Европы и добилась показателя в половину от аналогичного параметра в США. Потенциально Украина может производить более 100 млн. т зерновых в год. Такой перспективы, как удвоение валового производства, нет ни у одной страны мира.
Вторым для АПК (а в политическом плане – первым) событием года стало подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, за которым последовало одностороннее снятие пошлин на экспорт украинской продукции, в том числе продовольствия, в ЕС. Благодаря этому отрасль ничего не потеряла от радикального сокращения торговли с РФ, а сама Россия впервые потеряла статус главного торгового партнера Украины. Стране удалось нарастить поставки в Европу и другие регионы, в первую очередь – в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Сама отрасль, обогнав металлургов, впервые стала экспортером №1 из Украины. Свыше 30% украинского экспорта сейчас приходится на АПК. Уже не первый год страна удерживает первое в мире место по экспорту подсолнечного масла, а в поставках на мировой рынок зерна Украина уверенно закрепилась на второй ступени. Поскольку в 2014 г. отгрузка зерновых на экспорт проходит рекордными темпами, сезон 2014/2015 также должен войти в историю. Думаю, у Украины будет свыше 35 млн. т зернового экспорта.
В последние 12 месяцев были и негативные моменты. В 2014 г. произошло стремительное падение на мировых биржах капитализации наших аграрных компаний. На пике стоимости их акций суммарная капитализация более 10 публичных украинских агрохолдингов достигала почти $6 млрд. Сейчас она лишь ненамного превышает $2,5 млрд., что эквивалентно падению примерно на 60%. Для отдельных игроков снижение капитализации достигало 80-90%. Безусловно, это негативно сказывается на отрасли, поскольку данный показатель является индикатором ее инвестиционной привлекательности.
Преждевременно пока называть достижением ликвидацию Госсельхозинспекции, считавшейся одним из самых коррумпированных госорганов. Одной ликвидации мало. За ней (а лучше – перед) необходимо делегировать часть их контролирующих функций местным органам власти или частным структурам. Они способны выдавать те же справки, что и чиновники, обладая при этом более технологичными лабораториями и не меньшим опытом. Пока же мы сломали старое, не создав новое.
В целом общество поддерживает шаги, предпринятые для дерегуляции отрасли. Сделаны они были во многом не благодаря, а вопреки усилиям аграрного министра. Дискоммуникация с Игорем Швайкой, возглавлявшим Минагропрод на протяжении большей части года, – еще одна тенденция, которая запомнится аграриям в 2014 г. Впервые за время независимости Украины министр обвинил бизнес-ассоциации в коррупции и получении взяток от участников рынка. У инвесторов это создавало впечатление непрозрачности отрасли.
2015 г. будет чрезвычайно сложным для страны, и аграрии не исключение. Хотелось бы, чтобы это понимали все: и политики, и исполнительная власть, и самое главное – бизнес. Ему следует заблаговременно готовиться к трудностям и искать способы пройти предстоящие испытания.
У нас еще никогда не было такого дефицита оборотных средств, как тот, который мы ожидаем в 2015 г.
Связано это с девальвацией национальной валюты. Если в предыдущие годы у аграриев была необходимость в привлечении средств на весенне-полевые работы в объемах до 30 млрд. грн., то сейчас они увеличились вдвое. При этом ранее банковский сектор был способен более или менее обеспечить кредитами, а все мы знаем, в каком состоянии он сейчас.
Успешно провести весенне-полевые работы в этом сезоне сможет только тот, кто привлечет иностранного инвестора, который придет с валютой. Те, кому удастся сделать это, удержат, а возможно, и приумножат свое производство.
Надеяться на повторение рекордной урожайности в 2015 г. сложно. В 2014 г. ее обусловило обильное использование материальных ресурсов: аграрии использовали более качественные семена, вносили больше, чем ранее, минеральных удобрений. Сельхозпредприятия начали активно применять современную технику, в том числе с новыми системами управления для точного земледелия. И самое главное – погодно-климатические условия были очень благоприятными. Сейчас нас ожидает недостаток оборотных средств, а прогнозировать погоду пока рано. С уверенностью можно сказать только одно: при любых условиях нам хватит зерна для внутреннего потребления. Оно у нас составляет лишь менее 25 млн. т.
В то же время средневзвешенная ценовая конъюнктура на мировых рынках сельхозпродукции в 2015 г. будет более стабильной. В 2014 г. она была опасной, потому что Украина увеличила производство и экспорт кукурузы, когда цены на нее в мире обвалились. От сумасшедших убытков страну спасла двукратная девальвация гривни. Даже при снижении мировых цен на 30% мы не почувствовали потерь. В 2015 г. такого большого падения быть не может – скорость прироста населения в 2,5 раза превышает темпы увеличения производства продовольствия на планете. В долгосрочной перспективе сельхозпроизводителей ожидает стабильный, хотя и не стремительный, рост доходов.
Сейчас Украина кормит до 150 млн. человек на планете, если брать в расчет минимальные нормы потребления. В перспективе эта цифра может достичь 0,5 млрд. человек. (forbes.ua/Пищепром Украины и мира)