2014 г. для казахстанской торговли не сказать, что оказался очень богат на события, если не считать февральскую девальвацию, заставившую ритейлеров заметно подкорректировать планы. Из менее глобального можно отметить снос алматинской барахолки, свидетельствующий о том, что современные форматы торговли в республике набирают обороты, хотя рынки по-прежнему сильны – по статистике удельный вес торговли на рынках и ИП в общем объеме розничной торговли занимает 46,1%. В целом в 2014 г. объем розничной торговли в Казахстане составил 6020,8 млрд. тенге, это на 12,1% больше, чем годом ранее. Тем не менее на фоне нестабильной финансовой ситуации большинство ритейлеров РК опасаются снижения динамики потребительского спроса – на ряд направлений торговли эта тенденция уже оказала свое влияние.
Основные игроки на рынке казахстанского продуктового ритейла – это традиционная розница и розница современная, то есть сетевая – Magnum, Small, Green, “Анвар”, “Астыкжан”. Царившее вот уже пару лет в продуктовом сетевом ритейле затишье – ни банкротств, ни громких уходов с рынка – оживлялось время от времени лишь информацией об открытии новых магазинов (даже исчезновение магазинов формата combo-store под японской маркой Ministop прошло в 2014 г. тихо и незаметно). Правда, весной этот сектор торговли взбудоражила новость: Кенес Ракишев стал стратегическим инвестором Magnum, приобретя неконтрольную долю в ТОО “Magnum Cash&Carry”. Озвучивалось, что вырученные от продажи доли средства будут пущены на строительство новых магазинов и уменьшение обязательств перед кредиторами.
В 2014 г. к числу крупных международных игроков (а пока на территории РК это только Metro) должен был присоединиться Carefoor, однако в новом алматинском торговом центре Dostyk Plaza вместо него открылся супермаркет Galmart (второй в стране, первому Galmart три года и находится он в Астане). Приход же Carefoor на местный рынок ждут в 2015 г. Еще о новых игроках, появление которых, впрочем, не влияет на общий расклад сил в food-ритейле: в 2014 г. в Казахстане появился Macrocenter – супермаркет премиум-класса. Этот брэнд, так же как и Ramstore, принадлежит компании Migros – пионеру организованного турецкого ритейла.
Рынок продуктового ритейла в Казахстане сейчас в стадии активного роста, и рост этот идет скорее за счет крупноформатной розницы, чем чего-либо другого. Пространства для роста сетей еще более чем достаточно, и не исключено, что вместе с казахстанскими сетями его снова попытаются освоить российские, несмотря на негативный опыт “Вестера” и “Пятерочки” и на существование проблем, традиционных для ритейла в РК: низкую плотность населения и непростую логистическую ситуацию. Снижение потребительского спроса food-ритейлерам грозит в последнюю очередь – есть люди не перестанут. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)