Квоты – открытые двери на рынок Европы, чтобы войти со своим товаром, производителям сельскохозяйственной продукции нужно преодолеть несколько ступенек: обеспечить нужный уровень безопасности пищевой продукции, получить необходимые сертификаты, найти покупателей в странах ЕС, выстроить сбыт.
В 2014 г. в открытую Евросоюзом дверь мы вывозили, полностью использовав предоставленные квоты, кукурузу, пшеницу, мед, соки, томатную пасту, ячменную крупу и муку. Вот здесь хотелось бы написать “и т.п.”, но – это весь перечень продукции, по которой квоты использованы на 100%. Частично использованы квоты по таким позициям, как курятина, отруби, ячмень, сахар, солод, овес и чеснок. Компании, которые раньше других поняли, что евроинтеграция начинается с домашней работы по адаптации продукции и производства к существующим в ЕС стандартам, почувствовали преимущества существующих квот уже в 2014 году. Некоторые вошли во вкус и сработали настолько активно, что квоты на текущий год по таким позициям, как мед, кукуруза и соки были выбраны еще до середины января 2015 г. Получается, что использовать преимущества беспошлинной торговли с Европой Украина смогла только по 10 товарным группам из 27.
Низкие объемы экспорта в ЕС зависят от многих факторов. Это могут быть малые объемы производства, высокая стоимость логистики или существующее насыщение на рынке ЕС, как произошло, например, с ячменем. Самый важный фактор – это наличие всех необходимых разрешений и сертификатов по безопасности и качеству продукции, которые требуют наши европейские партнеры. Их немного, но для их получения необходимо выполнить определенные процедуры. Сначала производитель должен выполнить требования стандартов, которые приняты в Евросоюзе, например ISO и HACCP. Затем пройти проверку представителей Еврокомиссии, которые подтвердят, что производство данной компании действительно соответствует всем требованиям и условиям этих стандартов. Такую проверку в прошлом году прошли ряд производителей молочной продукции и сегодня мы ожидаем отчет еврокомиссаров об этой проверке. Существует определенная процедура прохождения этого отчета, но по ее окончанию украинская молочка поедет к европейским потребителям и мы сможем воспользоваться предоставленными квотами.
Может показаться, что это непростой процесс. Но мы должны понимать, что для Европы защита потребителей – это задача №1. И все эти процедуры – лишь небольшие ступеньки, которые успешно преодолевают производители десятков других стран, чтобы продавать свои товары на самом большом рынке мира – в Европе.
Я понимаю, что даже реализованные объемы экспорта по квотам – это немного. Для пшеницы, кукурузы, меда, соков, томатов предоставленные квоты – лишь небольшая часть от существующих возможностей. Потому по этим продуктам квоты выполняются очень быстро. Наше сельское хозяйство может дать европейскому производителю намного больше.
Это одна из моих главных задач – расширить существующие квоты. В конце января, в рамках “Зеленой недели” в Берлине, я встречалась с еврокомиссаром а также послами Германии, Швеции, Латвии и Литвы, которые поддержали позицию Минагропрода по расширению квот. Решение этого вопроса, конечно, займет определенное время, но мы сделаем все, чтобы существующие возможности по беспошлинному экспорту в ЕС были увеличены.
Открытые двери на рынок Европы – это отличный мотив для всех с/х производителей повысить конкурентоспособность украинской продукции. Если мы сможем закрепиться на рынке Европы, с его очень высокими требованиями, то после этого для нас будет открыт целый мир. (Latifundist.com/Пищепром Украины и мира)