Цены на отечественную плодоовощную продукцию должны быть обоснованными. На это обратил внимание премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков во время заседания Президиума Совета министров, где в том числе рассматривался вопрос о выполнении поручения главы государства по обеспечению внутреннего рынка качественной и недорогой отечественной плодоовощной продукцией.
“Областными исполнительными комитетами и Минским горисполкомом, в соответствии с поручением главы государства, должно быть обеспечено поддержание розничных цен на плодоовощную продукцию и картофель на доступном для населения уровне, – напомнил премьер. – Этому способствует сохранение государственного регулирования цен на плодоовощную продукцию, ежегодно создаваемые облисполкомами и Мингорисполкомом стабилизационные фонды, а также система закупа Белкоопсоюзом плодоовощной продукции, картофеля, дикорастущих плодов и ягод у населения”.
Однако, несмотря на обеспеченность внутреннего рынка отечественной плодоовощной продукцией и картофелем, розничные цены на них в 2014 г., констатировал премьер, росли высокими темпами. Кроме того, данные по началу этого года также говорят о том, что в республике темпы роста цен на плодоовощную продукцию высокие. Определенную роль в этом сейчас, безусловно, играет и сезонный фактор, однако цены, подчеркнул Андрей Кобяков, все же должны быть обоснованными.
В настоящее время по отдельным позициям отечественная плодоовощная продукция дороже импортируемой. Это приводит к тому, что доля импортной продукции на внутреннем рынке растет. В этой связи Минсельхозпроду, облисполкомам и Минскому городскому исполнительному комитету поручено принять меры по повышению конкурентоспособности отечественной плодоовощной продукции на внутреннем рынке по ценовому фактору. В целом, что касается обеспеченности внутреннего спроса отечественной плодоовощной продукцией, то, как отметил первый замминистра торговли Артур Карпович, годовая потребность внутреннего рынка республики, по расчетам Минторга, составляет около 720 тыс. т. На 40% она удовлетворяется за счет белорусского товара. При этом спрос по традиционным культурам удовлетворяется практически полностью.
“Всего для удовлетворения внутреннего спроса по импорту ввозится около 430 тыс. т овощей и фруктов в год на $640 млн., из которых около 330 тыс. т относится к критическому импорту и сезонным товарам, – сказал первый замминистра торговли. – Таким образом, импортная плодоовощная продукция, которую мы в перспективе можем заместить продукцией белорусского производства, по нашей оценке, составляет до 100 тыс. т на $150 млн. в год”. Кроме того, на сегодня в стабилизационные фонды традиционно уже закладывается больше продукции, чем установлено соответствующими планами, добавил Артур Карпович. “Поэтому мы способны обеспечить внутренний потребительский рынок своей продукцией в необходимых объемах”, – подытожил он. (БЕЛТА/Пищепром Украины и мира)