Большинство российских продуктовых ритейлеров сумели адаптироваться к продуктовым ограничениям, заместив временно запрещенные импортные товары продуктами из других стран, при этом ассортимент продуктов питания на прилавках сильно не изменился, говорится в аналитическом обзоре международного рейтингового агентства Fitch.
Агентство пришло к такому выводу на основании финансовых и операционных результатов за 9 месяцев пяти крупнейших российских публичных продуктовых ритейлеров: “Магнита”, X5 Retail Group и O’Key Group, “Ленты”, “Дикси”. Fitch отмечает, что итоги июля-сентября показывают, что сектор продолжает демонстрировать сильные темпы роста сопоставимых продаж (like-for-like), несмотря на ответные продуктовые меры, введенные в августе против ЕС, США и ряда других стран. “Показатели операционной маржи пока также не пострадали, так как компании сумели переложить возросшие издержки по некоторым видам продуктов на потребителей без существенных изменений ассортимента продуктов”, – говорится в сообщении.
Рост цен на ряд продуктов питания, в том числе на некоторые овощи и фрукты, в результате запрета на импорт продовольственных товаров, скорее всего, вынудит покупателей искать более дешевые аналогии и, возможно, приведет к более низким продажам товаров не первой необходимости, прогнозирует агентство. Кроме того, эти тенденции будут усугубляться общим сдержанным настроением потребителей в России.
Однако продолжение снижения курса рубля и повышение темпов инфляции поддержат рост среднего чека в среднесрочной перспективе и, как следствие, рост сопоставимой выручки ритейлеров, полагает Fitch. Fitch ожидает, что в 2015 г. операционная среда для розничных сетей станет более сложной. “Девальвация рубля и повышение темпов инфляции в стране в полной мере скажутся на базе затрат в следующем году, в частности на аренде, транспортных расходах и расходах на персонал”, – отмечают эксперты. Для сохранения траффика и лояльности потребителей многие розничные сети будут вынуждены пойти на сдерживание цен.
При этом крупнейшие сети, имеющие сильные позиции в переговорах с поставщиками, смогут выдержать давление на прибыльность по сравнению с менее крупными компаниями. По данным Росстата, в настоящее время продуктовые розничные сети покрывают лишь 22% всего розничного рынка в стране.
Fitch ожидает увеличения активности в области слияний и поглощений в секторе в следующем году. В целом, непростая операционная среда ускорит тенденцию консолидации на российском розничном рынке с вытеснением с него несетевых игроков. Таким образом, сети продолжат увеличивать свои доли рынка за счет вытеснения традиционных несетевых магазинов и рынков. Крупные ритейлеры будут поддерживать высокие темпы расширения магазинов в следующем году, финансируя его за счет собственных денежных потоков и кредитных средств, но игроки меньшего размера могут испытать ограниченный доступ к банковскому финансированию и, вероятно, сократят открытие магазинов, чтобы защитить свои денежные потоки, полагают аналитики. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)