В первом полугодии объем продаж колбас и готовых мясных изделий снизился в Украине на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили «Вестям» производители.
Украинцы уже не первый год сокращают свои расходы на колбасу. Пропорционально уменьшались и объемы ее производства в стране: если в 2013 г. отечественные заводы и фабрики произвели около 25 кг мяса и мясных продуктов на душу населения (с учетом импортированного продукта потребление составляет 55 кг), то еще 15 лет назад на человека приходилось 78 кг отечественного продукта. «За последние 10-15 лет потребление сократилось почти в три раза», — отметил в разговоре с «Вестями» председатель Национальной ассоциации производителей мяса и мясопродуктов Украины «Укрмясо» Владимир Попов.
И хотя производители пока хорохорятся и называют падения спроса «некритичным», ситуация для них складывается непросто. В связи с ситуацией на Востоке Украины, вынужденно простаивает 10-15% производственных мощностей. «Периодически в Луганске, Краматорске, Славянске и Донецке из-за войны предприятия простаивают», — сказал нам Попов.
Правда, в этом году наши производители пока идут на прошлогодний результат: за январь-июнь произвели 130 тыс. тонн мясоколбасных изделий, и, по прогнозу, должны выйти по итогу 2014 г. на 260-280 тыс., что соизмеримо с показателем 2013 г. Хотя эксперты не исключают снижение прогноза.
Вареную колбасу едят чаще
Уменьшение любви к колбасе связано с низкой платежеспособностью населения и переориентацией на потребление мяса, считает маркетолог брэндового агентства Koloro Алина Федорчук. По ее словам, колбасные изделия, близкие к натуральным, которые содержат минимальное количество добавок и ароматизаторов и максимальное количество натурального мяса, стоят очень дорого, что существенно сужает круг потребителей.
Как сообщили производители, за первый квартал средняя заводская цена колбасных изделий в нашей стране поднялась на 11%, а за второй еще на 14,5% до 26,50 грн./кг (без НДС). После накруток оптовиков (выросших после подорожания бензина) и магазинов, средняя стоимость колбасных изделий в рознице достигает 50-65 грн за килограмм.
Как подтвердили в агропромышленной компании «Мироновский хлебопродукт» (МХП), падение объемов продаж происходит в первую очередь из-за снижения спроса на дорогие колбасы. «А спрос на вареные колбасы достаточно ровный, так как они доступнее», — отмечает руководитель отдела по работе с инвесторами и СМИ агрохолдинга Анастасия Соботюк.
Согласно исследованию Koloro, больше всего украинцы любят вареные колбасы — их доля в общей структуре продаж составляет 41%. Уже за ними идут сосиски и сардельки — 23%, полукопченые колбасы — 15%, а также варено-копченые и сырокопченые колбасы — 6%.
60% колбас покупают женщины
При этом на мясоперерабатывающей фабрике «Алан» «Вестям» сказали, что у них сейчас большим спросом пользуются как раз варено-копченые и сырокопченые продукты — в связи с сезонностью. «Летом в поездки это все берется. Варено-копченные и сырокопченые растут продажи, а вареную колбасу, например, «Любительскую» с салом, берут меньше», — рассказали в отделе маркетинга компании.
В дальнейшем аналитики прогнозируют увеличение потребления мяса и постепенное снижение потребления вареных колбас. При этом стоимость колбасных изделий, скорей всего, будет увеличиваться. «Во втором квартале тенденция к росту даже больше чем по полугодию», — отметила Анастасия Соботюк.
По ее словам, цена растет по двум причинам: из-за импортной составляющей (роста курса доллара и евро) и желания производителей заработать на более дорогой продукции. «Некоторые компании, желая заработать в более дорогом сегменте, переориентируются с вареных на копченые или сырокопченые колбасы», — уточнила она.
Как свидетельствует исследование Koloro, при выборе, например, вареной колбасы украинцы в первую очередь ориентируются на прошлый опыт и покупают продукт по вкусу и качеству (этот фактор на первое место поставили 34% опрошенных потребителей). На втором месте — цена (31%): Наиболее ходовая продукция находится в ценовом сегменте от 50 до 55 грн. за 1 кг. На третьем — торговая марка производителя, на которую обращает внимание 22% покупателей.
Чаще всего украинцы покупают колбасу в супермаркетах, и заметно реже — на рынках. Такое поведение потребителей эксперты объясняют беспокойством за правильное хранение продукта. Известно, что не все рынки оборудованы соответствующими холодильниками.
Что до качества самого продукта, то оно напрямую зависит от сорта и цены. Несколько лет назад в Украине ввели новые национальные стандарты на колбасу и мясные продукты. Вареные колбасы высшего сорта должны содержать не менее 80% мяса. На отечественном рынке колбаса высшего сорта представлена в виде «Докторской», «Любительской», «Столичной» и другими. Вареные колбасы первого сорта по стандартам должны содержать 70% мяса, второго сорта — не менее 40-60% мяса.
Главные покупатели мясных лавок и колбасных отделов — женщины. Согласно подсчетам Koloro, 60% всей колбасы приобретают замужние украинки возрасте 25-60 лет, которые делают покупки для всей семьи. Средний уровень дохода на одного члена семьи составляет от 1,5 тыс. грн. до 2 тыс. грн.
Затем следует вторая потребительская группа — это молодые люди в возрасте от 18-25 лет. «Молодежь при выборе вареной колбасы чаще ориентируется на цену, чем на качество, и предпочитает продукцию среднеценового и эконом сегмента. Кроме того, без «наличия» собственного опыта, молодые люди при покупке колбасы ориентируются на совет родителей, продавцов, знакомых», — резюмируется в исследовании Koloro. (Вести/Пищепром Украины и мира)