Меры реструктуризации инвестиционных кредитов, гарантий правительства и местных исполнительных и распорядительных органов, расчетно, позволят высвободить в 2014 г. около Br6,5 трлн. собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, в 2015 г. – около Br5 трлн. Об этом говорится в статье начальника главного управления финансов агропромышленного комплекса Министерства финансов Сергея Хрущева, размещенной в августовском номере журнала “Финансы. Учет. Аудит”.
Речь, в частности, идет об указе №348 “О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса”, который направлен на решение этой задачи по нескольким направлениям: за счет стимулирования создания крупных организационных структур (агрохолдингов), а также улучшения условий кредитования сельскохозяйственных организаций.
В соответствии с документом банкам и Банку развития предложено предоставить отсрочку до пяти лет исполнения обязательств по основному долгу юридическим лицам, приобретшим (приобретающим) с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. права и обязанности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели. По информации Минсельхозпрода, в 2014 г. максимальный объем кредитных ресурсов, подлежащих реструктуризации, оценивается в Br3,1 трлн. Потенциально дополнительные расходы республиканского бюджета в текущем году на компенсацию (возмещение) части процентов по таким кредитам составляют в пределах Br0,3 трлн.
В 2015-2016 гг. среднегодовой объем долгосрочных инвестиционных кредитов, по которым может быть востребована отсрочка, сложится на уровне Br3-3,5 трлн. В совокупности дополнительные затраты республиканского бюджета на компенсацию (возмещение) части процентов по отсроченным кредитам оцениваются в 2015 г. в Br0,7 трлн., в 2016 г. – в Br1 трлн., в 2017 г. – в Br1 трлн.
Президент в июле подписал четыре указа, подготовленные межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов в агропромышленном комплексе. Среди них указ №347 “О государственной аграрной политике”, направленный на совершенствование механизмов реализации аграрной политики. “Среди прочего существенно расширяются виды прямых выплат. Если раньше они производились только на единицу реализованной продукции, то теперь еще на голову скота и 1 га сельскохозяйственных земель. При этом прямые выплаты будут носить дифференцированный характер для различных регионов – с учетом наличия неблагоприятных для такой деятельности районов”, – отмечается в статье. В 2014 г. на реализацию прямых мер государственной поддержки АПК Беларуси планируется направить Br12,7 трлн.
Что касается указов №№ 349 и 350, то вступление в силу этих документов позволит определить существенные условия договора поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд и соблюдать всеобщие интересы при реорганизации сельскохозяйственных производственных кооперативов. Реализация пакета документов в целом призвана способствовать финансовому оздоровлению отечественного АПК. Улучшение состояния дел в направлении должно произойти без ущерба иным отраслям экономики. Анализ заложенных норм (с точки зрения выпадающих доходов и потерь бюджета) показывает, что они были разработаны с учетом потенциальных возможностей кредитно-финансовой системы. (БЕЛТА/Пищепром Украины и мира)