Современные продовольственные рынки – экобазар, фермерский рынок, “фреш-маркет” – это относительно новый формат для России. Возникает вопрос: сможет ли фермерский рынок стать якорным арендатором и полноценной заменой традиционному супермаркету в торговом центре?
Активное развитие рынка торговой недвижимости Москвы началось в 2003 году, по мере прироста площадей торговых центров с территории столицы один за другим исчезали рынки. В соответствии с действующим федеральным законодательством все рынки Москвы должны до 2015 года либо перейти в объекты капитального строительства, либо закрыться. Процесс казался бы весьма логичным, учитывая появление большого количества супер- и гипермаркетов, развитие различных концепций магазинов шаговой доступности, появление продуктовой онлайн-розницы (інтернет мазагин) и так далее.
Однако традиция покупать продукты питания на рынках не исчезла. Среди основных причин востребованности можно назвать тот факт, что покупатели стали больше внимания уделять здоровому образу жизни и правильному питанию. Покупая натуральные продукты на рынке, потребитель инвестирует в свое здоровье. Еще одной причиной успеха рыночных форматов торговли можно считать нетипичный для супермаркета или гипермаркета элемент шоу – своеобразную развлекательную составляющую покупки на фермерском рынке, которая проявляется, например, в необычной выкладке товара, его изобилии, в оформлении прилавка, возможности попробовать какие-то продукты.
Участники рынка торговой недвижимости уже давно задаются вопросом: смогут ли экобазары стать полноценной заменой такому традиционному якорному арендатору ТЦ, как супермаркет? С одной стороны, почему нет? Продовольственный рынок вполне может выполнять “якорные” функции: привлекать стабильный поток посетителей, для которых важны качество, цена продукции и комфортные условия совершения покупок.
С другой – большинством игроков рынка фермерский рынок воспринимается по старинке, как место хаотично организованной торговли. В связи с этим есть мнение, что совмещение фермерского рынка и современной торговой галереи с известными и популярными торговыми операторами практически невозможно. Однако на рынке торговой недвижимости появляется все больше примеров, иллюстрирующих обратное, пишет РБК-Недвижимость.
Осенью 2012 года стало известно о готовящемся партнерском соглашении между холдингом недвижимости “КорпЭстейт” и правительством Москвы, в соответствии с которым на территории трех московских рынков – “Северного” (станция метро “Бабушкинская”), “Коптевского” (метро “Войковская”) и “Люблинского” (станция “Текстильщики”) – планируется построить современные экобазары. Еще два объекта будут реализованы в Обнинске и Калуге. В планах компании строительство десяти экобазаров в течение ближайших пяти лет. (dni.ru/ Пищепром Украины и мира)