Последние несколько лет на ритейл-рынке Украины сохранялась интрига: кто будет крупнейшим игроком, или обгонит ли днепропетровская сеть АТБ столичную Fozzy Group. В 2013 г. АТБ удалось завоевать лидерство. Такие данные содержатся в рейтинге топ-30 FMCG-ритейлеров Украины по товарообороту, подготовленном исследовательской компанией GT Partners Ukraine.
“Это было неизбежно: уже несколько лет АТБ является локомотивом роста сетевой розницы, – комментирует генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. – По нашим данным, суммарный оборот концерна превысил оборот Fozzy Group примерно на миллиард гривень”. При этом Гугля отмечает, что и АТБ, и Fozzy росли быстрее рынка и продолжали увеличивать отрыв от остальных его участников.
Тенденция 2013-го – резкое увеличение количества “магазинов у дома” и минимаркетов. “Они относятся к наиболее стрессоустойчивому сегменту, поэтому ритейлеры активно развивают это направление”, – объясняет Гугля. Количество супермаркетов в Украине за прошлый год выросло на 28% до 2045 торговых точек.
Практически у всех крупных сетей увеличился товарооборот, за исключением тех, кто покинул украинский рынок. Объявила об уходе из Украины российская сеть “Перекресток”, часть магазинов продала группа Spar, не удалось закрепиться на рынке супермаркетам Real. Все эти торговые точки приобрели более удачливые конкуренты – активно развивающаяся сеть Varus купила 10 магазинов Spar в Днепропетровске и 13 точек “Перекрестка” в Киеве; восточноевропейские маркеты Real, принадлежавшие Metro Group, перекупила другая международная группа – Auchan.
Этот год, учитывая оккупацию Крыма, напряженную ситуацию на востоке страны и падение доходов населения, будет не столь удачным для ритейлеров. “Давать прогнозы на 2014-й – дело неблагодарное, слишком многое и слишком быстро меняется”, – рассуждает Игорь Гугля. Наибольший прирост покажут сети, сделавшие ставку на неорганический рост: резко увеличится оборот у Varus – за счет присоединения к сети сразу 23 магазинов. Нарастит оборот Auchan – после нескольких лет относительного затишья сеть намеревается открыть сразу несколько магазинов, плюс французской сети достались два украинских гипермаркета поглощенной сети Real. Гугля предполагает, что Auchan по итогам 2014-го может войти в тройку лидеров, потеснив другого международного игрока – Metro Cash & Carry Украина. (УНН/Пищепром Украины и мира)