Каждый пятый банан ввозится в Россию структурами крупнейшей в стране торговой сети “Магнит”. Примерно четыре года назад прежний “банановый король”, владелец группы JFC Владимир Кехман, обанкротился, его конкуренты пытались переделить рынок, но главным импортером неожиданно стал “Магнит”.
В январе и феврале 2014 г. компания “Тандер” (управляет торговой сетью “Магнит”) являлась крупнейшим поставщиком бананов в Россию, свидетельствуют данные аналитической компании Banastat: поставки ритейлера достигли, соответственно, 1,025 млн. и 1,274 млн. коробок весом 19,5 кг каждая (стандартная единица измерения в банановом бизнесе), таким образом, его доля в банановом импорте составляла 17 и 21%. В пресс-службе “Магнита” заявили, что розничная сеть сама напрямую импортирует бананы с октября 2010 года исключительно для собственных нужд. Поставки осуществляются по морю на фрахтуемых судах, после чего заморский груз развозится на собственных автомобилях в распределительные центры сети. По данным на 31 марта 2014 г, собственная логистическая система компании включала 23 распределительных центра и автопарк из 5720 автомобилей. Вторую и третью строчки рейтинга импортеров от Banastat в феврале занимали компании “Омега” (14%) и “Артэс” (9%). Получить комментарии в этих компаниях не удалось. JFC Group Владимира Кехмана в период своего расцвета в 2008 г. являлась крупнейшим импортером бананов в Россию с долей свыше 40%. Но в феврале 2012-го группа заявила о банкротстве, попытка кредиторов, в том числе Сбербанка, Банка Москвы и Промсвязьбанка, взыскать с JFC около 17 млрд. руб. долга не увенчалась успехом. На этой неделе стало известно, что за 105 млн. руб. с молотка ушел особняк Кехмана в Пушкино.
По словам гендиректора компании “InfoLine-Аналитика” Михаила Бурмистрова, место прежнего лидера рынка занял “Тандер” – компания вырвалась вперед примерно в середине 2013 г. “Бананы – самый популярный фрукт в России за счет своей дешевизны. Ритейлер смог достаточно быстро централизовать поставки бананов в свои магазины”, – пояснил эксперт. По его оценкам, продажа бананов без посредников даст ритейлеру возможность заработать в текущем году до 3 руб. на каждом килограмме. Бананы занимают 7-8% в продажах овощей и фруктов в России, подсчитал Бурмистров. В отличие от “Магнита” другие ритейлеры, в частности X5 Retail Group, “Дикси” и Auchan, закупают бананы у оптовых поставщиков, отмечает он. По данным Banastat, на 13-й неделе года (24-30 марта) в Эквадоре чувствовался большой спрос на бананы со стороны поставщиков в Россию, что привело к росту цен на спотовом рынке с $9,5-10 до $12,5-13 в порту отгрузки за коробку весом 19,5 кг. Однако в начале апреля цены снизились до 12-12,5 долл., и ожидается дальнейшее снижение из-за низкого спроса. Banastat рассчитывает на увеличение производства в Эквадоре, что должно привести к существенному снижению цен к концу апреля. Впрочем, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) предупреждает об эпидемии бананового грибка: он уже привел к значительным потерям плантаций в Юго-Восточной Азии, а недавно случаи грибка были выявлены в Мозамбике и Иордании. По данным Росстата, в первом квартале текущего года бананы стали лидером в подорожании: за три месяца они прибавили в розничной цене 31,3%. (РБК/Пищепром Украины и мира)