Грузинские вина, вернувшись в Россию лишь прошлым летом, за полгода смогли занять восьмую строчку импортируемого алкоголя в своей категории. Как следует из данных Таможенной службы, Грузия потеснила на российских прилавках Украину и Молдову. Цифры могли стать результатом завышенных ожиданий ритейлеров.
Большинство экспертов не ожидали, что отсутствовавшим в России с 2006 г. киндзмараули и хванчкаре удастся с ходу вернуть прежние объемы поставок в Россию. Бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, например, предсказывал, что грузинским винам вряд ли удастся занять более 1% российского винного рынка (порядка 6 млн. л). Прогнозы грузинской стороны были чуть более оптимистичны. Руководитель национального агентства вина Грузии Леван Давиташвили в апреле 2013 г., когда переговоры о возвращении грузинского вина в Россию находились в финальной стадии, предсказывал, что до конца года грузинские производители смогут поставить порядка 10 млн. бутылок вина (7 млн. л). Как следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), реальность превзошла самые смелые ожидания. За полгода со снятия эмбарго на поставки вин из Грузии в Россию было завезено 14,79 млн. л (более 21 млн. бутылок). Таким образом, отсутствовавшие с 2006 г. в России “грузины” смогли с ходу ворваться в десятку крупнейших импортеров.В общем объеме импорта грузинские вина уже занимают 5,45% в натуральном выражении, что соответствует 2,42% от всего рынка вина, представленного в России. Для сравнения: до введения эмбарго в 2005 г. грузинские вина занимали 5% всего российского рынка и формировали 9% импортных поставок. Общий объем импорта вина из Грузии в Россию составлял 36,4 млн. л (52 млн. бутылок).
По словам Давиташвили, подобные объемы стали сюрпризом даже в Грузии. “Это, конечно, выше наших ожиданий, – признался собеседник. – Когда мы в середине года давали свои прогнозные оценки в пределах 10 млн. бутылок, то немного страховались, оценивали наши возможности по минимальной планке, однако итоговая цифра, не скрою, превзошла наши ожидания”. Леван Давиташвили говорит, что в настоящий момент поставками вин в Россию занимаются порядка 20 грузинских компаний. “Заявок было гораздо больше, однако для маленьких компаний наладить экспорт продукции было трудновато”, – говорит он. По итогам 2013 г. поставки в Россию составили порядка 40% объема всего грузинского винного экспорта. Этот объем, по подсчетам Национального агентства вина республики, составляет около 15% всего национального производства вина в Грузии. “Я не думаю, что в наступившем году будет какой-то большой прирост поставок, – считает Леван Давиташвили. – Мы ожидаем тех же цифр. Максимум, которого мы можем достичь, – 30 млн. бутылок. Поставить в Россию больше мы просто физически вряд ли сможем. У нас есть и другие рынки сбыта, где интерес к грузинским винам растет”.
Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз называет показатели объемов импорта вина из Грузии по итогам 2013 г. впечатляющими. “Я прогнозировал, что в первые годы поставок грузинам будет сложно перешагнуть планку в 10 млн. бутылок, – признается эксперт. – Учитывая то, что грузинские вина, поставляемые в Россию, стоят на полке дороже 200 руб., их нынешние объемы – великолепный результат”. По мнению Вадима Дробиза, секрет подобного мощного “камбэка” в том, что у грузинских вин сохранилась значительная лояльная аудитория, а сам товар является довольно специфичным и не имеющим прямых аналогов на рынке. Директор креативного агентства Kaufman Станислав Кауфман говорит, что о реальном успехе вернувшихся грузинских вин можно будет судить только через год. “Отгрузить не значит продать, – говорит известный на алкогольном рынке маркетолог. – Залистовать в сети можно любое количество чего угодно, особенно если дать сетям привлекательные условия. Посмотрим, сколько грузинского вина магазины смогут реально продать. Лично я один раз купил бутылку грузинского, попробовал и мне не понравилось. Больше брать не буду”. Представители сетевого ритейла, к которым обратилась РБК daily, затруднились предоставить оперативные данные по объемам продаж грузинских вин, сославшись на нехватку времени для комментария. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)