Сельскохозяйственные итоги прошлого года полностью еще не подведены, но даже промежуточная статистика говорит о системном кризисе на селе. Достаточно привести цифры Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата, чтобы понять, что крестьянство на Руси исчезает. Если на 1 января 2013 г. в стране было зарегистрировано 268336 хозяйств и фермеров, то через девять месяцев – уже 227836 хозяйств и предпринимателей, ведущих сельскохозяйственную деятельность. Снижение составило 18%. И это притом, что было создано 19 тыс. сельскохозяйственных индивидуальных и кооперативных предприятий.
Наибольшее сокращение произошло в Приволжском, Южном и Северокавказском округах, где традиционно сильно земледелие и животноводство. По сути дела, речь идет о регионах, которые обеспечивают продовольственную безопасность России. В Приволжском федеральном округе на 01. 01.13 было 49 000 предпринимателей и хозяйств, стало – 39 282 (на 01.09.13) – минус 20%. Такое же снижение и в Южном федеральном округе. В СКФО на указанные даты было зарегистрировано 66 753 и 57 970 фермерств соответственно. В ЦФО сокращение вроде бы ниже, около 10%, но если внимательно посмотреть на цифры, то картина рисуется весьма грустная. На территории в 650 205 кв. км, чуть меньшей, чем площадь Франции, в начале года было 35 224 фермеров, а на 1 октябрю – 31 569. И это на 38,6 миллиона человек, проживающих в округе.
Но хуже всего дела обстоят в Краснодарском крае, где количество фермерских хозяйств уменьшилась с 6355 до 979, и в Чеченской республике, в которой число индивидуальных предпринимателей, работающих на селе, сократилось – с 11 202 до 5309. Впрочем, что касается фермеров Чечни, то их резкое сокращение объясняется очень просто: по словам председателя совета союза фермеров России (АККОР) Вячеслава Телегина, федеральный центр закончил программу самозанятости населения. На этом фоне начавшая процедура банкротства алтайского сельскохозяйственного ООО, которым руководит Александр Титов, не претендовало бы даже на сенсацию в Курьинском районе, где оно зарегистрировано, если бы имярек предприятия. Дело в том, что фермер назвал в 2007 г. свое хозяйство колхозом “имени Путина В.В.”, объясняя это желанием увековечить имя человека, который был президентом страны. “Через какие-то полгода человек уходит, и я хотел, чтобы память о президенте осталась”, – сказал он тогда любопытствующим. Теперь же Александра Титова ждет иск на 770 тыс. руб., которые “путинский” колхоз должен поставщику удобрений “Планта”. (Крестьянские ведомости/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)