Самыми любимыми блюдами украинцев являются борщ, вареники и блюда из мяса, при чем украинцы блюда из мяса любят больше, чем блюда из картофеля и значительно больше, чем из рыбы, свидетельствуют результаты опроса, проведенного социологической группы “Рейтинг”.
В ходе социсследования респондентам предлагалось ответить на вопрос “Назовите Ваши три любимых блюда. Неважно к кухне какого народа принадлежит”. Согласно результатам исследования, самым любимым блюдом украинцев является борщ (44%). К любимым блюдам вошли также вареники (18%), в частности, с сыром, картофелем и вишнями; шашлык (10%), холодец (7%), котлеты (6%) и отбивные (5%), а также другие мясные блюда (14%), из них более популярны: колбаса, мясо по-французски, жареное и тушеное мясо. Кроме того, около 7% считают своим любимым блюдом плов, 4% – жаркое. Лишь 4% опрошенных считают своим любимым блюдом сало.
Около 10% опрошенных назвали одним из своих любимых блюд пельмени; различные блюда из картофеля, в частности, пюре (11%) и жаренная (8%); салаты “Оливье” (11%) и “Шуба” (4%), а также другие салаты (10%), в т.ч. овощной, винегрет, греческий, крабовый, мясной и “Цезарь”. Различные рыбные блюда назвали около 10% респондентов. В частности, предпочтение отдают жареной, фаршированной и заливной рыбе, а также сельди и морепродуктам. Среди выпечки и десертов (9%) предпочтение отдается сырникам, пирогам и пирожкам, мороженому, сырной запеканке и фруктам. Среди блинов (4%) наиболее популярны с сыром. Среди других первых блюд (10%), кроме конечно борща, также любят окрошку (2%), солянку, зеленый борщ, бульон, капустник, харчо, гороховый суп и рассольник. Среди каш (4%) – гречневую, молочную, овсяную и кулеш.
Как отмечается в пресс-релизе “Рейтинга”, результаты исследования показывают, что в стране в целом достаточно развита культура первых блюд и различных десертов и выпечки. Также относительно популярны различные салаты, хотя подавляющее большинство из них и не относятся к украинской кухни. Приобретают популярность и “новые” блюда, в частности такие как пицца (4%) и суши (2%), а украинцы охотно делятся своими кулинарными пристрастиями – затруднились назвать своей любимой блюда только 4% опрошенных. На Западе Украины более популярны голубцы, вареники и деруны, в Центре – рыбные блюда, заливное и сало. Также холодец любят на Западе. В Северном регионе чаще выбирают картофель, различные супы и отбивные, на юге – пельмени, жареный картофель, а также плов. На Востоке и Донбассе предпочитают салаты и мясные блюда, в частности, “Оливье” и шашлык. Также здесь любят окрошку и салат “Шуба”.
“Интересно, что с увеличением возраста и снижением образовательного уровня респонденты чаще выбирают традиционные украинские блюда – борщ, вареники или картофель. Чем моложе респонденты, тем больше предпочитают салат “Оливье”, шашлык, жареную или запеченную картошку. С повышением образовательного уровня более выбирают салаты, шашлык и отбивные. Такие нетрадиционные для украинцев блюда, как пицца и суши, приобретают свою популярность среди молодежи и людей с высшим образованием”, – отмечается в пресс-релизе. Мужчины тяготеют к более “тяжелым” блюдам: вареникам, шашлыку, пельменям, жареной или запеченной картошке и салу. Также мужчины больше женщин любят борщ. Зато женское меню является более “легким” и значительно разнообразнее: различные салаты, картофельное пюре, рыбные блюда, тушеные или гриль овощи, голубцы, каши, суши. Вместе с тем, женщинам сложно отказать себе в выпечке, десертах или тортах. Также результаты исследования показывают, что борщ и “Оливье” популярны среди менее обеспеченных граждан. Городские жители чаще выбирают рыбные блюда, салаты, жаркое, суши, торты, пиццу. Жители сел предпочитают традиционные блюда – борща, вареники, картофельному пюре и студня.
“Интересно разделение вкусов в зависимости от родного языка респондента”, – отмечается в пресс-релизе. Те, кто считают родным украинский язык, чаще среди любимых блюд называют борщ, вареники, холодец, голубцы, картофель.
Респонденты, которые считают родным русский – “Оливье”, другие салаты, плов, окрошку, пиццу и шашлык. Опрошенные, которые считают родными оба языка – котлеты, жареный картофель и салат “Шуба”. Аудитория исследования: население Украины в возрасте от 18 лет и старше. Выборочная совокупность: 2000 респондентов Метод исследования: личное формализованное интервью согласно опроснику (face to face). Ошибка репрезентативности исследования (с вероятностью 0,95): для значений близких к 50% погрешность составляет не более 2,2%, для значений близких к 30% – не более 2%, для значений близких к 10% – не более 1,3% , для значений близких к 5% – не более 1%. Исследование проводилось с 26 сентября по 6 октября 2013 г. (Интерфакс/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)