Проникновение торговых сетей на петербургский розничный рынок продолжается, ставя мелкорозничную торговлю во все более сложное положение. 2013 г. ознаменовался целым рядом нововведений, ужесточивших правила игры для участников рынка мелкорозничной торговли. Изменяется размер обязательных налоговых отчислений, усложняются требования к схемам размещения торговых объектов, из доступного для торговли ассортимента “вымываются” целые товарные категории. Малый бизнес медленно, но верно вытесняют с городских улиц на арендуемые площади вновь построенных торговых центров при постоянно повышаемых арендных ставках. Многие торговые точки просто вынуждены закрыться: платить по арендным ставкам они не могут.

В Санкт-Петербурге Коалиция киоскеров при содействии “Медиасоюза” провела круглый стол, посвященный проблемам, с которыми все чаще сталкиваются владельцы малых и средних торговых предприятий. Побеседовать о перспективах малого торгового бизнеса в Северной столице собрались руководители мелкорозничных сетей, представители власти, издателей и прессы.

Мелкая розница самостоятельной ценности собой не представляет. Но у нее есть “интересанты” – покупатели, которым нужны магазины “у дома”, киоски и ларьки в проходных местах. В том числе – киоски, торгующие свежей прессой. Председатель ассоциации распространителей печатной продукции “Балтийская пресса”, директор фирм “Нева-пресс” и “Союзпечать” Ирина Васильева обеспокоена грядущим сокращением числа газетно-журнальных киосков. Директор компании “Пресса” Елена Салтыкова, у которой сейчас еще действует несколько десятков киосков в разных районах города, пожаловалась на фактическую ликвидацию своего дела – в утвержденной адресной программе ей оставили только один киоск. Даже “Роспечать”, по словам генерального директора компании Натальи Сатурновой, сокращается примерно на 30%.

“С начала 2000-х годов мы потеряли свыше 40 тыс. торговых точек – это 200 тыс. рабочих мест. За счет сетей и крупного ритейла Петербург держит первенство в России по количеству торговых площадей на человека, однако ситуацию это не спасает. Цены на потребительские товары у нас выше московских, а горожане ездят за продуктами в Финляндию, так как это выгоднее”, – отметил председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.

Президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов подтвердил, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели Петербурга, характерны и для всей страны. “Из существующих сегодня в России примерно 80 тыс. киосков в 2013-2014 гг. могут закрыться более трети. На фоне катастрофической нехватки торговых площадей продолжается беспрецедентное давление на малый ритейл”, – отметил он.

Почему-то считается, что мелкая розница – сверхмаржинальная отрасль, хотя, по данным Росстата и Минстата, несетевая торговля по норме прибыли занимает сегодня едва ли не последнее место. Например, после недавних событий в Москве было заявлено, что на торговых предприятиях, особенно розничных, инспекторы Роспотребнадзора должны быть каждый день. “Бирюлевскую овощебазу, конечно, давно следовало перенести, но где же тут логика: теперь предлагается активно проверять всю розницу, в том числе не имеющую никакого отношения к овощам”, – рассуждает Владлен Максимов. При этом снос “неправильных” и незаконных киосков отнюдь не привел к появлению в столице киосков “правильных”, а равно и альтернативных форм малой торговли: автомагазинов, разносной торговли, вендинга – всего того, что широко распространено в европейских мегаполисах.

Есть свежие примеры последствий вытеснения мелкой розницы с потребительского рынка – переходящие грани разумного цены на куриное яйцо. Сети, которые диктовали свои условия производителям, очень давно не повышали закупочные цены. Теперь ценам позволено подрасти. Результат – заоблачная стоимость товара на прилавках. При этом маржа сетевиков сохраняется – платит покупатель.

“Петербург был использован как экспериментальный полигон по зачистке малого торгового бизнеса с целью передать весь бизнес в руки крупной сетевой торговли. Механизмы тут самые разные, например, стали методично изымать из ассортимента продуктовые категории. Сначала пропал крепкий алкоголь, потом – пиво, сейчас пропадает табак”, – говорит Алексей Третьяков.

Депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Ирина Иванова подтверждает обоснованность жалоб предпринимателей: “Уже много лет малая торговля целенаправленно уничтожается вне зависимости от того, чем торгует – газетам или табаком. Чтобы поставить новый объект, нужно множество документов, масса времени, а выиграть торги и даже просто попасть на них практически невозможно. При этом если исчезает легальный малый бизнес, его место тут же занимает нелегальный”.

Ирина Иванова предложила торговцам объединяться, чтобы бороться с этой ситуацией, “пока малая торговля полностью не ушла в тень”.

Однако Алексей Третьяков подчеркивает: силы малого бизнеса, занятого в этом сегменте розницы, распылены, договориться между собой ему крайне сложно. Вместе с тем именно это рождает конкуренцию – очень важную для рынка функцию, которую сетевая торговля обеспечить не может. У потребителя и производителя есть возможность выбора.

Смена государственной парадигмы стране вряд ли грозит, но изменить законодательство, регулирующее розничную торговлю, властям вполне по силам. Мелкорозничные торговцы на многое не рассчитывают, но принять закон, который поставит всех участников розничного рынка в одинаковые условия, государственные люди просто обязаны. Коалиция киоскеров не зря старается обратить внимание общественности и властей на проблемы регулирования розничной торговли: ведь от их решения, полагают участники коалиции, сегодня зависит выживание десятков тысяч мелкорозничных предприятий. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)