Объем производства по результатам 11 месяцев снизился на 8% – это рекордный показатель с начала кризиса. Всему виной жесткая регуляторная политика и ухудшение покупательной способности населения, объясняют пивовары. В свою очередь борцы с алкоголизмом празднуют победу и решительно настроены усложнить жизнь пивоварам и в следующем году.
По данным отраслевого объединения ЗАО “Укрпиво”, объем производства пива за 11 месяцев этого года снизился на 8,1%, до 258,5 млн. дал. Его реализация в розничных сетях за этот период уменьшилась на 5%, заявил коммерческий директор сети “Велика кишеня” Дмитрий Каширин. “2013 г. является одним из самых непростых в истории отечественного пивоварения”,- говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО “САН ИнБев Украина” Денис Хренов. Неуклонное падение рынка началось в кризисном 2008 г. Но в этом году оно стало еще более стремительным. “По итогам года ожидается сокращение производства на уровне 8%”,- заявляют в пресс-службе компании “Оболонь”. Причины такого резкого падения, с точки зрения участников рынка, банальны. “Рынок живо реагирует на все существенные изменения, в первую очередь на дискриминационные меры госрегулирования”, – говорит господин Хренов. Он напоминает, что были повышены налоги на хмелеводство, ставки акцизного сбора, ряд местных советов запретил продажу пива в ночное время. “Наблюдается также тенденция беспрецедентного сокращения объемов продаж в среднеценовом сегменте. В прошлом году он впервые уступил низкоценовому, что свидетельствует о неуклонном снижении покупательной способности населения”, – говорит Денис Хренов.
Впрочем, оппоненты пивоваров считают, что к падению производства могли привести и другие причины. “Снижение объема потребления характерно не только для пива, но и для других товаров так называемого “необязательного сегмента””, – говорит председатель комитета Верховной рады по вопросамздравоохранения Татьяна Бахтеева (Партия регионов). По ее словам, объяснить это можно в том числе и общерыночными тенденциями, такими как подорожание сырья. Следующий год вряд ли будет более простым для пивоваренной отрасли. Народные депутаты и борцы с алкоголизмом настроены и далее ужесточать условия работы отрасли. Татьяна Бахтеева уверена, что пивовары могут заявлять о снижении объемов производства, чтобы уменьшить фискальное давление. “Но повышение акцизов на пиво является одной из наших главных задач на ближайшее время. И несмотря на серьезное противостояние со стороны производителей, я как руководитель межфракционной группы “За трезвое будущее” обещаю, что мы будем продолжать работу по снижению доступности пива для молодежи, в том числе за счет повышения акциза”,- говорит госпожа Бахтеева. По ее данным, Украина занимает второе место среди стран Европы и СНГ по потреблению пива среди подростков в возрасте 11-15 лет после Чехии.
Сейчас в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики работают над двумя основными законопроектами по повышению акцизов на пиво на следующий год (N2442-а и N2876-д), говорит член комитета Игорь Циркин. По его словам, рассматривались и другие альтернативные законопроекты, но в комитете решили предложить просто провести индексацию акциза на 4,8%. “Компании, конечно, защищают свой рынок, но государство стремится улучшить культуру потребления алкогольных напитков”,- говорит господин Циркин. Как отмечает Татьяна Бахтеева, среди парламентариев есть мнение, что повышение акцизов не оказывает серьезного влияния на отрасль. “Анализ влияния роста цены пива на объемы производства и продаж этого напитка, проведенный авторами законопроекта “О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно повышения ставок акцизного налога на пиво”, одним из которых являюсь я, показал, что даже при росте цены пива почти на 50%, как это произошло в период с 2009 по 2012 г., когда ставки акциза на пиво возросли почти в три раза – с 0,31 до 0,81 грн., – объемы его производства практически не изменились”, – говорит она. По данным ЗАО “Укрпиво”, в 2008 г. было произведено 320 млн. дал, а в 2012 г. – 300,5 млн. дал пива (падение на 7%).
Пивоваренные компании предпринимают значительные усилия, для того чтобы исправить ситуацию. “Мы видим, что пивные компании увеличивают бюджеты нарекламу в интернете. Кроме стандартной рекламы, появляются новые форматы и нестандартные интегрированные решения, которые позволяют более эффективно строить бренды”,- говорит генеральный директор агентства UM (группа ADV Group Ukraine) Виктор Шерстюк. Производители готовятся и к более радикальным мерам. “Если же тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, то у нашей компании не останется другого выхода, кроме как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат, включая сокращение рабочих мест, – заявляет Денис Хренов. – Мы не ожидаем существенных положительных изменений. Рынок будет продолжать падать”. В компании “Оболонь” ожидают, что сокращение рынка в следующем году составит порядка 5%. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)