На смену массовой скупке сельхозземель приходит оптимизация земельных банков – компании активно ищут, кому переуступить аренду наделов на юго-востоке страны.
Несмотря на рекордный урожай, мотивация к обработке земли у отечественных аграриев ослабевает. Тревожным сигналом является снижение стоимости переуступки прав аренды – на сегодня она составляет в среднем не более $300-500/га, а иногда и дешевле. Максимальной стоимость переуступки прав аренды была в 2007-2008 гг., когда она достигала $500-700/га, а в отдельных случаях доходила до $1200/га. Впоследствии эта цифра постепенно проседала на $15-25 в год, но нынешний обвал на несколько десятков у. е. эксперты склонны оценивать как ценовое дно.
На цену аренды земли сегодня оказывают существенное влияние сразу несколько факторов. Первый – это доходность ведения агробизнеса, зависящая от урожайности и уровня цен, по которым сельхозпроизводители реализуют выращенную продукцию. К сожалению, положительных изменений данных параметров не предвидится. По словам заместителя директора Института аграрной экономики Николая Пугачева, сегодня прогрессирует тенденция снижения цен на продукцию растениеводства. Аграрии несколько лет подряд надеялись, что следующий сезон окажется более удачным. Однако рыночная ситуация показывает, что 2013 г. из-за высокого урожая зерновых во всем мире не будет благоприятным с точки зрения ценовой конъюнктуры. По оценке Аграрного союза Украины, на нулевую рентабельность аграрии выходят при урожайности 35 ц/га. “В 2012/2013 маркетинговом году примерно у половины сельхозпроизводителей средняя урожайность ниже этого показателя, а у ряда компаний, работающих на востоке страны и в Крыму, урожайность и вовсе на уровне 8-14 ц/га”, – говорит председатель АСУ Геннадий Новиков. Естественно, в таких условиях эффективность ведения аграрного бизнеса автоматически сокращается.
Вторая причина, отрицательно влияющая на мотивацию сельхозпроизводителей, – это системная проблема с привлечением инвестиций. “Об аграрных инвестициях и предварительных договоренностях (например, с Китаем) много говорят на самых разных уровнях власти. Но цифры свидетельствуют о другом: за последние пару лет приток внешних инвестиций в отечественный агросектор заметно сократился”, – говорит Николай Пугачев. Отсутствие реальной заинтересованности со стороны иностранцев и неопределенность с открытием рынка земли заставляет отечественных аграриев серьезнее относиться к своим земельным банкам.
Третья причина – увеличение долговых обязательств аграриев на фоне повышения арендной платы за землю. “Понабирав наделов, после трех-пяти лет их обработки агропроизводители понимают, что такое количество земельных ресурсов им не осилить. Многим компаниям банально не хватает операционных средств на ведение текущей деятельности”, – объясняет аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Тамара Левченко. К тому же часть угодий расположена далеко от центрального офиса и основных площадей земельного банка, что усложнило управление ими и значительно удорожило логистику.
Следует отметить, что многие собственники предвидели возможность такого развития событий, но рассчитывали заработать на выгодных сделках купли-продажи. Однако оказалось, что реальных покупателей почти нет. И это на фоне прошлогоднего повышения нормативной стоимостной земельной оценки с 1,5% до 3-5%, от которой рассчитывается арендная плата. Такое новшество переварили не все, многие, не успев переоформить договоры аренды на землю в 2012 г., не могут сделать этого до сих пор.
На данный момент в Украине, по информации Госстата, в пользовании у фермеров находятся 4,4 млн. га земли. Снижать свои риски, по прогнозам экспертов, аграрии будут за счет отказа от части обрабатываемых земель в зоне рискованного земледелия – в Крыму, Луганской, Донецкой, Запорожской, Николаевской и Херсонской областях.
В частности, в одной только Донецкой области на сегодня более 200 тыс. га деградированных и малопродуктивных сельхозземель нуждаются в консервации.
Отказ от обработки ряда угодий в этих регионах уже в 2014 г. сократит фермерские пашни на 15-20%.
Сильнее всего негативные факторы затронут мелких и средних производителей. “В течение последних трех лет они активно накапливают долги и сейчас, по сути, уже подошли к критической отметке – развивать сельское хозяйства им невыгодно”, – уточняет Геннадий Новиков. Но, по прогнозам Тамары Левченко, пересмотреть свои земельные банки сегодня планируют все агрокомпании вне зависимости от размера. “Количество участков, выставленных на продажу (с правом переуступки прав аренды), в ближайшее время будет только увеличиваться”, – отмечает она. Крупные компании пытаются предупредить возможные риски уже сейчас. Недавно руководство агрохолдинга Вадима Новинского и Рината Ахметова HarvEast Holding приняло решение о продаже структурного подразделения ДП “ИльичАгро Запорожье”, которое управляет 15 тыс. га в Бердянском и Приморском районах Запорожской области. В пресс-службе компании объяснили это стратегией по снижению климатических рисков и оптимизации банка земли.
Глобальной развязки событий отраслевые эксперты ожидают ближе к концу года, когда наступит час расплаты с арендодателями. Рассчитываться с пайщиками-физлицами многим будет нечем, поэтому часть наделов компании будут возвращать. Это может спровоцировать обвал цен на землю и привести к тому, что на пике нынешнего негативного ценового тренда некоторые из предприятий автоматически обанкротятся. “У ряда компаний стоимость активов и прав аренды окажется меньше суммы задолженности”, – говорит эксперт аграрного рынка Алекс Лисситса. (Комментарии/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)