В начале июля в Москве в двух сетях премиум-класса появились в продаже квадратные арбузы. Новость о продукте тут же облетела блоги и общественные СМИ. Главный вопрос, который обсуждали потребители, почему такая высокая цена – 28 тыс. руб. Для компании-поставщика “Инари” привезти необычную ягоду в Москву было рискованно, ее владельцы хорошо понимали, что всю партию могут не продать. Но гендиректор Инна Краюшкина придерживается мнения, что в бизнесе нужно не бояться экспериментировать и искать новые ниши.

Квадратные арбузы немало позабавили жителей столицы, на протяжении полутора недель пользователи социальных сетей встречали фотографии новой продукции магазинов “Азбука вкуса” и “Глобус Гурме”. По данным статистики “Яндекс”, количество запросов про квадратные арбузы резко выросло 12 июля: ими начали интересоваться в 25 раз чаще, чем накануне. В день таких запросов по состоянию на прошлую неделю – несколько сотен. Пользователи интересуются фотографиями квадратных арбузов, стоимостью, тем, как их выращивают и как их заказать. “Инари”, названная в честь синтоистской богини плодородия и торговли, уже более двух лет поставляет японскую продукцию в “Азбуку вкуса” и другие сети. У поставщика широкий ассортимент: от овощей и фруктов до игрушек и ножей. Генеральный директор “Инари” Инна Краюшкина рассказала, что идея привезти в Россию партию квадратных арбузов шла исключительно от них. Было подготовлено предложение для сетей, на которое откликнулись “Азбука вкуса” и “Глобус Гурме”.

Инна Краюшкина рассказывает, что для того чтобы заказать квадратные арбузы у поставщика, надо было их “караулить”: заказы на этот продукт японцы принимают заблаговременно и предлагают к продаже лишь раз в году. В принципе выращивает их только одна компания в стране, ежегодный урожай в зависимости от удачливости фермеров – 200-400 штук.

“Инари” смогла получить только 30 штук, их и привезли в Москву. Высокая стоимость продукции – 28 тыс. руб. за один арбуз – объясняется просто. Их сложно и дорого производить и также дорого и сложно доставлять. Закупочная цена кубических бахчевых – около 30 000 иен (примерно 10 тыс. руб.). Пока продукт дойдет до полки магазина, к оптовой стоимости нужно добавить цену доставки самолетом, таможенные сборы и маржу предпринимателей. Краюшкина говорит, что и обычные фрукты-овощи в Японии дороги и не каждый японец может позволить себе покупать продукты, выращенные на домашнем рынке. Плюс японцы – известные перфекционисты, сумели добиться калиброванного вкуса. “Приставка эко сразу увеличивает цены”, – объясняет гендиректор “Инари”. Дороговизна производства в основном из-за того, что такие арбузы растут не самостоятельно, как обычные в грунте, – за каждым из них постоянно следят специалисты. Заведующий отделом селекции ВНИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства Российской академии сельскохозяйственных наук Сергей Соколов говорит, что это крайне трудоемкий процесс – в России такие арбузы тоже выращивали.

Ягоду такой формы выращивают принудительно. Завязь закладывают в квадратный пластиковый или стеклянный квадратный ящик. “Растение не хочет кормить такой плод и завязывает другой – нормальный. Чтобы заставить растение это делать, другой плод удаляют”, – объясняет Соколов. Хотя ученый и отмечает оригинальность продукта, говорит, что воспринимать его можно только как украшение. В России пока более или менее массово выращивать такой продукт никто не собирается – трудно найти рынок сбыта. Например, только в этом году в Астрахани владелец специализированной сети универмагов “Михайловский” решился продавать сорт, созданный Сергеем Соколовым, – “Лунный” (желтые арбузы). Сколько точно арбузов уже продано, пока неизвестно. “Инари” получит статистику только в конце недели. Получить комментарий в “Азбуке вкуса” не удалось. Правда, первые покупатели уже нашлись. Предлагая поставить необычную продукцию в сети, глава “Инари” хорошо понимала, что идет на риск. “Это было очень рискованно. Но делать то, что делают все, в бизнесе нельзя, нужна своя ниша. Кроме того, в России много гурманов”, – говорит Инна Краюшкина. Компания постоянно работает над ассортиментом: в апреле поставляли грибы из Японии, свежий корень васаби, вишню. Японцы бережно относятся к своему имиджу, поэтому договориться можно о поставке не всякого продукта – вдруг дистрибьютор не сможет довезти в идеальном качестве. Сейчас “Инари” работает над поставкой японской белой клубники в Москву. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)