Как отмечается в мартовском выпуске “Bridges Africa”, рыбный промысел играет весьма важную роль в развитии западноафриканских стран и в решении в регионе проблемы бедности. Сообщается, что экспорт продукции рыболовства из Западной Африки (ЗА) в 2011 г. превысил $489 млн.

Располагая береговой линией в 6069 км и морской эксклюзивной экономической зоной площадью 2017 тыс. кв. км, ЗА выделяется наличием одних из самых богатых в мире районов рыбного промысла. Перспективы для его ведения в Центрально-Восточной Атлантике оцениваются весьма высоко. Данный район включает экономические зоны 17 стран, в том числе Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Гвинеи, Сьерра-Леоне. Помимо поступлений в государственную казну за счет получения роялти и других сборов, предусмотренных соглашениями о рыболовстве, государства ЗА извлекают и другие выгоды из наличия богатых морских биоресурсов. Существенным образом покрываются продовольственные потребности значительной части местного населения, в том числе с низкой покупательной способностью. Кроме того, обеспечиваются постоянной работой более 3 млн. жителей ЗА, что составляет примерно 10% всей рабочей силы в указанном регионе. Местное рыболовство представлено в основном структурами, относимыми статистическими органами к сектору “промыслы и ремесла”.

Несмотря на повышенную значимость рыбных ресурсов для стран ЗА, отрасль, занимающаяся их эксплуатацией и переработкой, функционирует на современном этапе далеко не беспроблемно. Степень использования указанных ресурсов относительно невелика, не решены многие проблемы в области маркетинга (в частности, финансовые и инфраструктурные), неадекватность технико-технологической базы оборачивается повышенным уровнем издержек. Ведению бизнеса мешают наличие тарифных и нетарифных барьеров, отсутствие дорог и современных средств доставки, необходимых в первую очередь для осуществления перевозок на большие расстояния.

Если в начале 60-х годов улов рыбы и добыча морепродуктов в странах, входящих в Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС), составляли менее 300 тыс. т, то в настоящее время – более 2 млн. т, или 3,5% соответствующего общемирового показателя. Необходимо учитывать, что официальная статистика не включает значительный и часто нелегальный улов, приходящийся на долю иностранных рыболовецких судов.

“Bridges Africa” обращает внимание на существенные различия масштабов отрасли в отдельных странах ЗА. Крупнейшими производителями соответствующей продукции являются Нигерия – 533,5 тыс. т, Сенегал – 444,7 тыс. т, Гана – 344,9 тыс. т, Мавритания – 195,3 тыс. т. На первые три государства в 2008 г. приходилось 63% (в абсолютном выражении – более 1,3 млн. т) соответствующего суммарного по региону показателя. В Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне и Либерии отсутствие политической и экономической стабильности ведет к распространению в отрасли нелегальных операций, не охваченных статистическим учетом и не регулируемых государством.

В так называемой континентальной группе (включает Мали, Нигер и Буркина-Фасо) рыболовство представлено промыслом на крупных реках – Нигере и Сенегале. Однако сами масштабы отрасли гораздо меньше, чем в странах, имеющих непосредственный выход к морю. На долю данной “тройки” приходится менее 8% улова рыбы и добычи морепродуктов в ЗА.

Учитывая экономическое и социальное значение данной отрасли и перспективность ее дальнейшего развития, западноафриканские государства принимают меры по укреплению системы санитарного регулирования с тем, чтобы продукция, предназначенная для экспорта, соответствовала международным стандартам. Также разработана система гарантирования качества для защиты здоровья потребителей и расширения возможностей для сбыта за рубежом.

Реализованы торговые инициативы, касающиеся рыбной отрасли, в частности, осуществлена либерализация ценовой политики, повышено внимание к отлову ценных видов рыб, усилен контроль за функционированием инфраструктуры с учетом необходимости соблюдения стандартов в области обеспечения сохранности продовольственных товаров, оказано содействие укреплению региональных маркетинговых каналов посредством заключения соглашений о сотрудничестве между странами-участницами ЭКОВАС. Однако некоторые из принятых мер негативно сказываются на ресурсной базе отрасли в ЗА, так как экспортеры, стремясь к максимизации доходов, сосредоточивают внимание на прибыльном европейском рынке вместо того, чтобы учитывать в первую очередь потребности потребителей на западноафриканском рынке.

Международные стандарты в санитарно-гигиенической сфере в ряде случаев действуют как торговые барьеры. Многие страны, входящие в группу АКТ, или вообще не имеют технической инфраструктуры для соблюдения санитарных норм, предписанных ВТО или ЕС, или располагают ею в явно недостаточной степени. Евросоюз определил группы африканских стран, которым разрешается осуществлять экспорт рыбной продукции в ЕС. В первую группу включены Гвинея, Кот-д’Ивуар, Сенегал, Нигерия, Мавритания, Гана, Гамбия и Кабо-Верде. Они имеют возможность поставлять на западноевропейский рынок все виды рыбной продукции. Во вторую группу входят Бенин и Того; им разрешается экспортировать их при соблюдении определенных условий. Третью группу составляют страны, не располагающие базой для гарантирования санитарно-гигиенических норм. Среди западноафриканских государств к ним относится лишь Гвинея-Бисау.

Указанные ограничения оказывают значительное влияние на трансграничную торговлю ЗА продукцией рыбной отрасли. Несмотря на предоставление ЕС односторонних торговых преференций странам АКТ и реализацию странами ЭКОВАС мер по доведению стандартов до уровня, предписанного ЕС, многие государства региона сталкиваются с серьезными проблемами при осуществлении поставок на западноевропейский рынок. Одна из причин заключается в конкуренции производителей, базирующихся в ЕС и в других регионах, вторая – в строгих санитарных и фитосанитарных нормах, действующих в Евросоюзе.

Новые соглашения об экономическом партнерстве (СЭП) между ЕС и странами АКТ могут оказать негативное воздействие на торговлю продукцией рыбной отрасли, так как постепенно ослабевает эффект от беспошлинного доступа на рынок ЕС. Сказывается постепенная либерализация торговли в рамках ГАТТ/ВТО. Кроме того, данная отрасль оказывается объектом недобросовестной конкуренции, усиливается ее зависимость от западноевропейского рынка в условиях перехода к СЭП. Увеличение объемов экспорта из таких стран, как Мавритания и Сенегал, сопровождается ростом противоречий по вопросу о соблюдении санитарных норм. Дополнительные сложности возникают и вследствие необходимости точного выполнения соглашений о рыболовстве с ЕС. Местные экономисты предлагают принять меры по смягчению негативных явлений и использованию возможностей, имеющихся в данной отрасли.

Отмечается, что в настоящее время 51% ввоза продукции рыбной отрасли в западноафриканские страны осуществляется из африканских государств, далее следуют европейские (24%), азиатские (16%) и североамериканские (9%). Объем закупок в странах – участницах ЭКОВАС составляет $13,4 млн. 13% импорта указанной продукции в ЗА из африканских стран приходится на долю поставщиков из западноафриканского региона.

Западноафриканский рынок открывает значительные возможности для таких стран-нетто-экспортеров продукции рыбной отрасли, как Сенегал, Гамбия и Мавритания. Только одна Нигерия в 2011 г. закупила ее в объеме $6,7 млн.

Рынок этой страны может целиком поглотить соответствующие поставки из Сенегала, причем с учетом как объема (примерно 100 тыс. т), так и стоимости импортируемой продукции (несколько более $300 млн.). 98% ввоза рыбной продукции в Нигерию приходится на долю мороженой рыбы.

В настоящее время тремя крупнейшими западноафриканскими импортерами рыбы, морепродуктов, продукции рыбоперерабатывающей промышленности являются Нигерия, Гана и Кот-д’Ивуар. В 2011 г. их доля в таких закупках в ЗА составила 92% по физическому объему и 94% – по стоимости. Эта “тройка” способна “поглотить” всю продукцию такого рода, поставляемую из Сенегала, Гвинеи и Гвинеи-Бисау.

По мнению местных экономистов, для того, чтобы в полной мере использовать огромный потенциал внутрирегиональной торговли рыбой, морепродуктами и продукцией рыбоперерабатывающей промышленности, должны быть устранены все препятствия, мешающие поставкам указанных товаров. Следует, во-первых, улучшить соблюдение санитарных норм и стандартов качества, особенно для продукции перерабатывающего сектора; во-вторых, развивать инфраструктуру и расширять использование современного оборудования для погрузочно-разгрузочных, транспортных, складских операций и для хранения свежей и мороженой рыбы, а также рыбных изделий; в-третьих, совершенствовать систему информирования о правилах торговли и о ситуации на потенциальных рынках; в-четвертых, обеспечить создание надежных условий для ведения бизнеса, способствующих росту региональной торговли. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)