В охватившем Европу скандале с кониной, которую выдавали за говядину, многие винят организованную преступность. Но как часто в повседневной жизни мы встречаемся с подобными “пищевыми” обманами и насколько виновата в этом сложная система поставок?
Поиск виновных в мистическом попадании конины в “говяжью” лазанью фирмы Findus коснулся уже четырех стран Евросоюза. По имеющимся данным, злополучное мясо прибыло в Великобританию с фабрики в Люксембурге, принадлежащей французскому поставщику продуктов Comigel.
Сырье на фабрику в Люксембурге в свою очередь поступило с французского предприятия Spanghero, которое в свою очередь получило его из Румынии.
Глава Comigel при этому утверждает, что компания была не в курсе, что Spanghero завозит мясо из-за границы.
Многие, включая британского министра по вопросам окружающей среды Оуэна Патерсона, винят в произошедшем криминальные группировки.
“В какую же историю влипла торговля переработанным мясом, – заявил Тим Ланг, профессор по продовольственной политике Лондонского городского университета. – Хваленый контроль, который крупные компании имели над системой поставок, разбит в пух и прах”.
“Пищевые” обманы существовали всегда: еще в стародавние времена пиво разводили водой, а в хлеб добавляли древесные опилки.
В наши дни растущие цены на еду, длинные цепочки поставщиков и высокие наценки на некоторые продукты делают подобные “пищевые” обманы проще и выгоднее.
Сотни тонн сфальсифицированной еды были конфискованы в рейдах по всей Европе в декабре 2011 г.
Какую еду подделывают чаще прочих? Оливковое масло, молоко, мед, шафран, кофе, яблочный и апельсиновый соки подделывают чаще других продуктов. Они могут быть разбавлены дешевыми или потенциально опасными заменителями, или же дешевые компоненты могут злонамеренно выдаваться за более дорогие. (В исследовании не рассматривались полуфабрикаты, такие, как хлопья для завтрака и готовые блюда).
Менеджер по проектам Европола, полицейской службы Евросоюза, Крис Ванштеенкисте считает, что “пищевые” обманы очень привлекательны для преступных группировок. “Этот рынок (продуктов) намного крупнее. Не все хотят принимать наркотики, но всем приходится есть и пить”, – констатирует он.
Нынешний скандал связан с переработанным мясом, но подобные обманы могут произойти с любыми продуктами питания.
В 2011 г. в 10 европейских странах, включая Великобританию, была проведена операция “Опсон”, в ходе которой полицейские рейды прошли в портах, аэропортах и розничных магазинах.
Среди конфискованных продуктов оказались 13 тыс. бутылок некачественного оливкового масла, 30 т фальшивого томатного сока, около 77 тыс. кг контрафактного сыра, 12 тыс. бутылок некачественного вина, 5 т рыбы и морепродуктов и около 30 тыс. кондитерских батончиков.
Но, по всей видимости, наиболее неприятна потребителям подмена именно мясных продуктов. Это глобальный феномен. В Китае недавно обнаружилось, что мясокомбинат под видом баранины и говядины продавал дешевую утку.
Скандал с “говяжьей” лазаньей фирмы Findus продемонстрировал насколько уязвима ситуация с поставками мяса в Европе.
Система поставок мясных продуктов весьма непроста и может значительно отличаться в разных компаниях. Животное могут непосредственно транспортировать с фермы на скотобойню или же продать на рынке скота.
После скотобойни туши могут сразу быть направлены на фабрику компании или на отдельный мясоразделочный пункт. Затем куски мяса могут быть переправлены производителю пищевых продуктов, который использует их в полуфабрикатах.
Если мясо импортное, то, как правило, оно проделывает более длинный путь до стола потребителя: сначала животное убивают в одной из европейских стран, затем посылают на другую фабрику, а уж вслед за этим перерабатывают на третьем предприятии, прежде чем доставить на фабрику по производству полуфабрикатов в Великобритании.
У супермаркетов другой подход к системе поставок. Британская сеть Waitrose, к примеру, получает всю говядину от одного поставщика из Йоркшира, который в свою очередь поставляет свое мясо только этой сети. Этот симбиоз позволяет максимально упростить систему поставок и гарантировать, что вся говядина будет иметь британское происхождение.
Сеть супермаркетов Aldi, где обнаружилась “говяжья” продукция фирмы Findus, отказалась раскрыть систему поставок собственного брэндированного мяса.
Глава конкурента Waitrose – сети Morrisons – Далтон Филипс считает, что система поставок стала “слишком сложной”. По его мнению, она должна состоять из четырех звеньев: фермер, скотобойня, мясоперерабатывающий завод и ритейлер.
“Чем более сложной является система поставок, тем больше вероятность, что могут возникнуть сомнения в подлинности продуктов”, – говорит Крис Эллиот, глава кафедры пищевой безопасности и микробиологии в Университете Квинс в Белфасте.
Некоторые полуфабрикаты могут содержать ингредиенты из 20 разных стран. Причем каждый из этих ингридиентов, возможно, проделал долгий путь, прежде чем оказаться в тарелке.
Возможно, это прозвучит шокирующе, но никаких проверок продукты из ЕС в британских портах не проходят. В дальнейшем они проходят выборочную проверку на соответствие торговым стандартам и исследуются санитарными врачами, заявил представитель британского Агентства по пищевым стандартам.
По данным ведомства, пищевые подделки не являются крупной проблемой в Великобритании, однако некоторые скептики полагают, что масштабы происходящего сильно недооценены.
Пока трудно предсказать, как скандал с кониной повлияет на поведение потребителей в Великобритании и по всему миру. Некоторые, безусловно, откажутся от дешевой готовой еды, в составе которой много переработанного мяса, происхождение коего не всегда легко проследить.
Однако, множество “пищевых” обманов в Европе происходят не в области масс-маркета, а на рынке более дорогих продуктов, отмечает менеджер по проектам Европола Крис Ванштеенкисте. А это ставит под угрозу рынок так называемых органических продуктов и продуктов, выращенных в естественных условиях. Около половины товаров, конфискованных в ходе операции “Опсон”, поставлялись под контрафактными брэндами, а другая половина – имела лейбл “органик”, такие как, “морской лосось”, в действительности выращенный на ферме, “органические” суповые кубики, поддельные кофе и икра. Известно также об итальянской группировке, получившей тюремные сроки за продажу “органических” бобов сои, при возделывании которых, как выяснилось, использовались пестициды.
“Будучи полицейским или работником таможни, ты не имеешь право проверить аутентичность некоторых ингредиентов, если они импортируются большими партиями”, – поясняет Ванштеенкисте. На кону доверие потребителей, говорит Стивен Россайдс, глава Ассоциации мясопереработчиков Великобритании. По его мнению, пищевой индустрии следует больше тестировать свою продукцию. В настоящее время, по словам Россайдса, анализ ДНК ингредиентов продуктов не слишком распространен из-за высокой стоимости. Непросто также проверить происхождение продукта, имеющего пометку “органический” или “выращенный в естественных условиях”, здесь потребителю приходится довериться производителю. Непогрешимых систем не бывает, но покупатели в ближайшем будущем могут переключиться на продукты с более простой системой поставок, чтобы обрести больше уверенности в содержимом собственных тарелок. (forbes.kz/ Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)