Грузинские виноделы, не дожидаясь снятия эмбарго, начали переговоры с российскими торговыми сетями о возобновлении поставок и подали первые заявки на регистрацию своих товарных знаков в Роспатент. Вместе с грузинскими винами на полки магазинов придут и дешевые подделки под них – различные “Кинздзмарвели” и “Хванчкареули”. На ажиотаже недобросовестные производители, которые предложат рынку вина “под Грузию”, но в два раза дешевле, смогут неплохо заработать. На этой неделе в Роспатенте была зарегистрирована первая заявка на регистрацию товарных знаков от производителя вина из Грузии – компании “Бадагони”. Значительная часть ее продукции экспортируется главным образом в Украину. Одновременно с этим, не дожидаясь официального снятия эмбарго, действующего с марта 2006 г., ряд грузинских компаний начали переговоры с крупными российскими торговыми сетями о возобновлении поставок. Информацию о предварительных переговорах с грузинскими компаниями подтвердил руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. При этом он отказался назвать имена потенциальных партнеров и количество обращений в Х5 по этому поводу. Об интересе к поставкам вина из Грузии рассказали также в “Ашане” и “О’кей”.

Отраслевые эксперты не сомневаются, что вслед за грузинскими винами на полки российских магазинов придут и подделки под них местного производства. “Я уверен, что, как только перед грузинскими винами зажгут зеленый свет, на рынке появится огромное количество вин с фантазийными наименованиями, имитирующими грузинские”, – заявил независимый маркетолог Станислав Кауфман. В качестве примера он привел популярную в России до введения эмбарго марку “Вина Тавадзе”. “На самом деле это было дешевое ставропольское вино, производством которого занималась российская компания “Виалко”, – уточнил эксперт. Способствовать появлению в России псевдогрузинских вин будет дороговизна оригинального грузинского вина. “Многие его потенциальные потребители – люди старшего поколения с небольшими доходами. Для них объявленные грузинами 300 руб. за бутылку – очень дорого”, – считает Кауфман. До введения эмбарго на российском рынке действительно были представлены вина, названия которых напоминали известные грузинские марки: “Кинздзмарвели”, “Хванчкареули”, “Ахалшени” и т.п. С введением запрета на поставки из Грузии псевдогрузинские вина исчезли с полок. Удалось обнаружить лишь одну российскую торговую марку, которую можно спутать с известной грузинской “Хванчкарой”. Компания Vinnikoff недавно выпустила вино под брендом “Ханчкарак”. Маленький хутор под таким названием существует на территории Краснодарского края. Компания “Русинвест”, признанный мастер водочного трэш-брендинга (водки “Белочка, я пришла”, “Выпь” (Buhalo), подала заявку в Роспатент на регистрацию торговых знаков “Отари” и “Ираклий”, также имеющих грузинский колорит.

По мнению партнера адвокатского бюро “Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры” Константина Суворова, российское законодательство дает грузинским виноделам целый ряд инструментов для защиты от имитаторов. В частности, наличие международной регистрации популярных марок “Киндзмараули”, “Хванчкара” и других в качестве наименования места происхождения товара дает производителям право получить такую же регистрацию и в Роспатенте. В таком случае патентное ведомство должно будет блокировать попытки зарегистрировать тождественные обозначения. Кроме того, опротестовать регистрацию сходных обозначений можно через ФАС, опираясь на положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В последнее время Роспатент также часто ссылается на ст. 1483 Гражданского кодекса о введении потребителей в заблуждение при использовании иностранных слов и символов в знаках. Примером может служить отмена регистрации знака “Жатецкий гусь” компании “Балтика”, так как в патентном ведомстве посчитали, что пивовары пытаются таким образом выдать российское пиво за чешское. (Retail.Ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)