Зарегистрированный в парламенте 22 января законопроект “О стимулировании развития рынка продовольственных товаров” грозит стать очередным примером недальновидной и непродуманной законотворческой политики, если он будет принят в качестве закона в нынешней редакции.

Согласно риторике автора документа, депутата от Партии Регионов О. Царева,  законопроект призван противодействовать монополизации рынка торговыми сетями, поддерживать малый и средний бизнес, а также стимулировать отечественного товаропроизводителя.

Наибольший общественный резонанс вызывает требование о запрете размещения продовольственных или смешанных магазинов площадью более 300 кв. м в пределах населенных пунктов, а также на расстоянии менее 5 км от населенного пункта. Владельцам больших торговых площадей предлагается предоставить переходной период в один год для перепрофилирования помещений или реконструкции с тем, чтобы они привели бизнес в соответствие с новыми требованиями. В противном случае магазин подлежит закрытию местными органами государственной власти.

За идеей поддержки малого и среднего бизнеса и защиты отечественного производителя как-то позабылись интересы потребителей, ведь, как известно, крупные супермаркеты пользуются особой популярностью среди населения благодаря  широкому ассортименту продукции и сравнительно низким ценам на многие товарные позиции. В то же время, посещение таких магазинов предлагается ограничить не только соответствующим расстоянием, но и режимом работы – с 9 до 20, кроме воскресенья, праздничных и нерабочих дней.

Прежде всего, возникает вопрос, чем руководствовались авторы законопроекта при определении предельно допустимой площади именно в 300 кв. м без учета количества населения, проживающего в населенном пункте и иных объективных факторов? В то время как магазин площадью 300 кв. м в районном центре, возможно, и будет  претендовать на монопольное положение на рынке,  в “спальном” районе Киева  он может просто не удовлетворить нужды всех жителей. При этом с увеличением спроса на размещение магазинов соответствующей площади непременно возрастут и цены на аренду такой недвижимости в столице и других крупных городах, а это, в свою очередь, может вызвать подорожание продовольственных товаров.

Разработчики законопроекта ссылаются на опыт ряда европейских стран, где были введены подобные нормы, при том, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в несколько раз превышает украинские показатели. В этой связи стоит заметить, что ограничения на строительство крупных продовольственных магазинов в мире обычно распространяется на исторические, туристические и административные центры городов и, как правило, сопровождается запретом размещения заправочных станций и других объектов, которые могут негативно повлиять на уникальную архитектурную композицию. Именно поэтому большие магазины размещаются, в основном на окраинах городов Европы. Что же касается ограничений по графику работы магазинов, то они действительно установлены во многих европейских странах под давлением профсоюзов, а в некоторых случаях, церковных организаций. Тем не менее, разрешение проблемы благоустройства городов или защита прав трудящихся не являются приоритетными целями данного законопроекта. Поэтому, нужно, прежде всего, задуматься действительно ли ограничения по площади магазинов остановят торговые сети от господствующего положения на рынке розничной торговли. Ведь возможное повсеместное перепрофилирование сетевых магазинов в формат “магазинов у дома” фактически позволит им закрепиться в этой нише розничной торговли, и, тем самым, вытеснить оттуда представителей мелкого и среднего бизнеса.

Законопроект содержит список антимонопольных требований, который, по всей видимости, должны сдерживать засилье торговых сетей на рынке. В частности, доля реализованных товаров торговой сети за год должна составлять не более 10% от объема всех реализованных товаров на территории населенного пункта, а  доля торговых площадей одной сети должна составлять не более 10% от объема всех торговых площадей населенного пункта. Очевидно, что эти нормы ограничивают монополию одной торговой сети, но не способствуют напрямую поддержке представителям малого бизнеса.

Декларируемое содействие отечественному товаропроизводителю выражается в требовании о наличии обязательных 80% продовольственных товаров отечественного производства в ассортименте магазина по каждой группе товаров. Вызывает сомнение, сможет ли отечественный товаропроизводитель выйти на такие объемы. К тому же, вытекающие ограничения на импортные товары нуждаются в тщательной оценке на предмет соответствия принципам ВТО, членом которой является Украина.

Остается надеяться, что разработчики законопроекта подойдут к  оценке предлагаемых нововведений комплексно и взвешенно и учтут все возможные последствия, в том числе, в долгосрочной перспективе и на макроэкономическом уровне, которыми грозит принятие подобного закона в нынешней редакции.  (С. Теуш, старший юрист АО Arzinger, Н. Клочун, помощник юриста АО Arzinger)