Если законопослушный гражданин после “застольного” праздника встретит очередь за пивом у ларька, то ему следует заявить об этом в полицию. С этого года пиву нет места в торговых точках, чья площадь составляет менее 50 кв. м, в нестационарных объектах и торговых палатках (прощай, пивной фестиваль). Кроме того, нельзя теперь продавать пиво ночью: “хмель и солод” приравняли к крепкому алкоголю, а значит, с 23.00 до 8.00 местного времени (в регионах возможны вариации) его продажа запрещена. Хочешь пива – запасайся им заранее. Либо топай в кафе или ресторан – для них запрет не действует. Обыватели невесело шутят: рассол и самогонные аппараты снова будут в чести. А у ларечников и владельцев небольших магазинчиков настроение совсем похоронное. Одни предлагают делиться друг с другом на форумах более-менее законными методами обхода запрета. Другие продолжают возмущаться и обсуждать, почему магазин со всеми коммуникациями, но без фундамента, хуже “стационарного объекта”, и чем ларьки так не угодили гипермаркетам. Ответить на последний вопрос проще простого, считает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков. Крупные сетевые магазины, считает он, мало-помалу теряют выручку. Им больше “некуда расти”, а значит, надо переманить часть покупателей других торговых точек. Сделать это “законным путем”, через Госдуму, проще всего, поскольку государственная политика по поддержке малого бизнеса давно строится по принципу “наказание невиновных и гонение непричастных”, уверен эксперт.
По мнению Третьякова, многие предприниматели через какое-то время будут вынуждены просто свернуть бизнес. Ускорит этот процесс принятие “антитабачного” закона, который, наряду со здравыми идеями запрета курения в общественных местах (вплоть до лестничных площадок жилых домов), введет табу на продажу сигарет в маленьких магазинах и киосках. Третьяков поясняет: дело не в том, что малый бизнес “зарабатывает” на пагубных привычках. Просто вместе с банкой пива или пачкой сигарет люди, как правило, берут колбасу, молоко, хлеб и прочие продукты. “Мы давно отучились ходить за одним товаром в один магазин, за другим – в другой. Сигареты и алкоголь дают всего 12-15% выручки, но если прибавить товары, которые продаются вместе с ними, то получится, что предприниматели потеряют до трети выручки”, – поясняет эксперт. Так что, по мнению Алексея Третьякова, многие коммерсанты предпочтут скорый и ужасный конец этому ужасу без конца. Выводы представителя предпринимательского сообщества подтверждают данные аналитиков. Эксперты агентства INFOLine подсчитали, что в течение следующих двух лет крупная розница получит от запрета продажи алкоголя и табака в “малой торговле” дополнительный доход в объеме 2,8 трлн. руб. Для малого бизнеса это обернется катастрофой: отток потребителей, а также существенное сокращение выручки приведет к закрытию около 60 тыс. мелких торговых объектов, в том числе около 30 тыс. киосков, 10 тыс. павильонов и более 12 тыс. традиционных магазинов площадью менее 50 кв. м.
Еще более драматично будет складываться ситуация в сельской местности, где практически отсутствует торговля крупных форматов. Там сформируется нелегальный рынок торговли спиртным и табаком объемом более 320 млрд. руб., предупреждают аналитики. По оценкам INFOLine, в торговлю из-под полы будет вовлечено более 300 тыс. человек. Петербургские предприниматели с такими оценками не спорят. По их мнению, в городе на Неве торговать в обход запретов смогут те, кто ближе к власти и “силовикам”, и чья рука щедрее. Так что последствия “борьбы с алкоголизацией” будут куда серьезней, чем многие думают. Представители малого бизнеса, к слову, неоднократно пытались предупредить такой поворот событий и хотя бы отсрочить введение новых законодательных норм. Общественная организация “Коалиция киоскеров” в начале октября отправила президенту Владимиру Путину письмо с просьбой не вводить запрет на торговлю “легким” алкоголем в ларьках и маленьких магазинах. В ответе, выложенном на сайте коалиции… цитируются законодательные акты, предусматривающие этот запрет. Впрочем, и среди предпринимателей есть другая точка зрения на сложившуюся ситуацию. Если не более оптимистичная, то хотя бы созидательная. Как отметил президент Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов, о грядущем запрете малые бизнесмены узнали далеко не вчера. Было понятно, что рано или поздно он все равно вступит в силу. А значит, вместо того, чтобы протестовать, следовало подумать о том, как переформатировать свой бизнес. Ввести новые группы товаров или же кардинально сменить профиль, превратившись, например, из магазина в ателье по пошиву и ремонту одежды. Признавая, что торговцам придется тяжело, эксперт, тем не менее, считает, что наиболее предприимчивые найдут выход из ситуации. Как это сделать с наименьшими потерями, будет обсуждаться на одном из ближайших заседаний Союза. (baltinfo.ru/ Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)