Негативные предсказания о падении производства водки в июле-августе после повышения акциза не сбылись – практически все лидеры рынка по итогам восьми месяцев сумели превзойти свои прошлогодние показатели. Исключение составил “Кристалл”, который из-за ухода “Казенки” только в августе потерял почти 60%. Рекордные объемы производства крепкого алкоголя в первом полугодии 2012 г. были ожидаемыми. Драйвером роста стало повышение акцизной нагрузки в середине года на 18% (10 руб. в себестоимости бутылки водки объемом 0,5 л). В этих условиях производители пустили на полную мощность свои конвейеры, делая запасы продукции по более низкой цене. При этом аналитики прогнозировали значительное падение производства во второй половине года в связи с переизбытком алкоголя на складах. Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров предсказывал, что июньский всплеск производства станет последним в ближайшей перспективе. “Теперь в июле-августе будет резкое снижение объемов, а к сентябрю-октябрю объем производства частично восстановится”, – ожидал Добров.
Между тем, как следует из данных Росстата, в июле-августе никакого спада в сфере производства крепкого алкоголя не произошло: большинство лидеров рынка сумели сохранить набранный темп, продемонстрировав положительную динамику относительно показателей 2011 г. Производство водки за восемь месяцев этого года выросло на 11,9%, до 54,14 млн. дал. По итогам первого полугодия рост в этой категории был зафиксирован на уровне 17,3%. Выпуск крепких настоек увеличился в январе-августе на 17,8%, до 3,13 млн. дал, коньяка – на 29,9%, до 5,73 млн. дал. Единственным предприятием из числа лидеров, где было зафиксировано падение объемов производства, стал московский завод “Кристалл”. Как следует из данных Росстата, выпуск спиртного на предприятии за восемь месяцев снизился на 16,3%, до 4,05 млн. дал, а в августе упал на 59,7%. В результате недавний лидер водочного рынка откатился на третью позицию, пропустив вперед “Омсквинпром” (Алкогольная сибирская группа, 4,19 млн. дал). На первом месте, как и в первом полугодии, – “Топаз” (CEDC, 4,43 млн. дал).
Возможно, одной из причин снижения объемов производства на “Кристалле” стал уход с завода компании “Казенка”, третьего по величине заказчика предприятия, обеспечивавшего до 20% загрузки. В ближайшие месяцы крупнейший заказчик завода – “Кристалл-Лефортово” – тоже может уйти с “Кристалла”, перенеся производство на недавно приобретенные ЛВЗ в Курске и Мордовии. Для оставшегося клиента – компании ВЕДК – может вполне хватить мощностей филиала “Кристалла” в подмосковном Корыстове, и владельцы завода смогут приступить к реализации девелоперского проекта на месте водочного гиганта. Среди компаний-производителей продолжается соревнование за первое место между “Синергией” и “Русским алкоголем” (CEDC). Благодаря более мощной работе в июле-августе производитель “Беленькой” (“Синергия”) сумел на 1,3% обойти производителя “Зеленой марки” (“Русский алкоголь”) – за восемь месяцев компании выпустили 8,38 млн. и 8,27 млн. дал соответственно. Впрочем, лидерство “Синергии” может оказаться недолгим: в случае слияния бизнеса CEDC и “Русского стандарта” Рустама Тарико новая суперкомпания станет безоговорочным лидером водочного рынка России. В категории коньяка лидирующие позиции по итогам января-августа заняла ставропольская компания “Алвиса”, показавшая рост 59,9% (679,4 тыс. дал). Лидировавший по итогам полугодия “Альянс-1892” откатился на третье место: в июле-августе калининградцы практически остановили конвейер, произведя совокупно 2,74 тыс. дал. За восемь месяцев выпуск коньяка составил 513,7 тыс. дал. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)