X5 Retail Group первой из публичных ритейлеров отчиталась за первый квартал. Чистая прибыль снизилась почти на 32%, EBITDA – на 2,5%, выручка практически не изменилась. На прибыль повлиял рост расходов ритейлера, а на выручку – падение трафика. Отток покупателей наблюдается и у конкурентов – “Магнита” и “Дикси”, однако трафик у них сокращается не столь быстро. Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль Х5 в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 31,6%, до $66,3 млн. EBITDA снизилась на 2,5%, составив $274 млн. Маржа по EBITDA сократилась с 7,3 до 7,1%.

Чистая выручка выросла всего на 0,7% и составила $3,87 млрд. Снижение чистой прибыли связано с ростом коммерческих, общих и административных расходов, их доля в выручке составила 21,2%, увеличившись на 80 базисных пунктов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, отмечает аналитик “Инвесткафе” Антон Сафонов. Х5 продемонстрировала слабые результаты, впервые за всю историю показав падение EBITDA и чистой прибыли, говорит аналитик “Уралсиба” Тигран Оганесян. Ранее EBITDA всегда увеличивалась за счет высокого роста выручки, добавляет он. Падение маржи Оганесян связывает с негативными показателями сопоставимых продаж, которые снизились в первом квартале на 3,9% в рублях. По сообщению самой X5, это произошло в результате уменьшения трафика на 4,6% и среднего чека в долларах на 5,8%. Отток покупателей наблюдался у всех лидеров рынка, говорит Оганесян. Однако у “Магнита” и “Дикси” он находится в пределах 1-2% в год, что связано с уменьшением населения и ростом количества магазинов. Аналитик объясняет неудачи Х5 слабым управлением товарным рядом, а также повышением цен. Валовая маржа выросла с 23,8% в первом квартале прошлого года до 24,5% в этом году. “Ритейлер объясняет рост валовой маржи тем, что улучшились условия поставщиков, однако на фоне падения трафика, скорее всего, это свидетельствует именно о подъеме цен”, – считает Оганесян. Аналитики отмечают, что выручка Х5 росла очень медленно по сравнению с другими ритейлерами, объявившими операционные результаты за первые три месяца. Выручка “Магнита” в рублях увеличилась на 34%, “Дикси” – на 30%, а Х5 – на 4,4% в рублях и 0,7% в долларах, приводит пример Антон Сафонов из “Инвесткафе”. “Магниту” удается поддержать высокие темпы роста выручки еще и тем, что компания активно расширяет торговые площади, добавляет Тигран Оганесян. В первом квартале они выросли на 34%, а во втором вырастут еще на 30%, предполагает он. Антон Сафонов тоже связывает слабые показатели первого квартала с разными схемами развития сетей. “Магнит” развивается органически, а X5 сделала ставку на сделки M&A и за счет этого тратит средства и время на ребрэндинг и переформатирование магазинов, поэтому сопоставимые продажи не такие хорошие, поясняет аналитик. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)