Россия по итогам 2011 г. укрепила свои позиции по емкости рынка FMCG в денежном выражении, опередив Францию, Германию, Великобританию и другие страны Европы, уступив, в порядке возрастания, Бразилии, Индии, Японии, США и Китаю. Еще в 2010 г. Франция была крупнейшим рынком продовольственных товаров в Европе. Эксперты связывают динамичное развитие рынка FMCG в России с несколькими тенденциями. Во-первых, на фоне экономического кризиса резко снизились доходы европейцев в противовес росту доходов россиян. Во-вторых, россияне, не понаслышке знающие, что все накопления могут в момент обесцениться, активно тратятся на различные покупки: в портфеле расходов 77% приходится на совершение покупок и только 6% – на накопления.

Однако, по данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, составленного ИА INFOLine совместно с Retailer Magazine, темпы роста оборота розничной торговли продовольственными товарами в рублевом выражении в 2011 г. составили 13,9% и выросли на 1,2 процентных пункта по сравнению с кризисным 2010 г. Несмотря на самый низкий уровень инфляции за одиннадцать лет (декабрь 2011 к декабрю 2010 г.), прирост рынка связан до 75% выручки с увеличением цен на продукты и не более 25% с увеличением товарооборота. “Такие малые показатели по продажам надо связывать с насыщенностью торговым точками в крупных городах и каннибализацией трафика из-за открытия новых магазинов рядом с уже существующими”, – комментирует аналитики INFOLine. – “При этом усиление конкуренции за привлекательные локации влияет на рост арендных ставок в торговых центрах, а федеральные и региональные ритейлеры готовы переориентироваться на населенные пункты с населением до 10 тыс. человек (для дискаунтеров и магазинов у дома) и до 200 тыс. человек (для гипермаркетов). Несомненный плюс таких городов – это менее жесткая конкуренция при сравнительно невысоком уровне доходов населения”. Помимо экстенсивного развития в регионы, у российских ритейлеров после вступления России в ВТО появится возможность импортировать (в том числе по программе развития СТМ) более качественные продовольственные товары по более низким ценам, чем у российских поставщиков федеральных брэндов. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)