Объем сокового рынка России в 2011 г. составил более 3 млрд. литров. Из них 98% продукции российского производства, а 2% приходятся на импорт. Такие данные Российский союз производителей соков объявил в ходе в пресс-конференции “Российский рынок соков и соковой продукции: анализ и тенденции развития отрасли”. По данным компании Nielsen, лидерство на рынке соков по-прежнему остается за PepsiCo. Ее доля на рынке по итогам прошлого года составила 45,4%. Доля пришлась на две компании производителя: “Лебедянский” (24,9%) и “Вимм-Билль-Дан” (20,5%). Главный конкурент Pepsi Co, компания Coca-Cola, заняла 25,7% рынка. Доля, входящей в нее “Мултон” составила 16,7%. На долю дочерней компании “Нидан Соки” пришлось 9%. Наибольший рост в прошлом году показали марки Private label или, как их еще называют, собственные торговые марки (+2.7 пункта), также положительная динамика у “Садов Придонья” (+1 пункт), “Интерагросистемы” (+0.8) и WBD (+0.4). Наиболее негативный результат показал в 2011 г. “Лебедянский” (-3.7), также в минусе против 2010 года оказались “Мултон” (-0.8), “SunFruitTrade” (-0.3) и “Нидан” (-0.2).
Пятерка марок-лидеров: “Добрый” – доля 16,7%, “Фруктовый Сад” – 14%, “Любимый” – 10,5%, “Моя Семья” – 7,1%, J-7 – 3,7%. Пьер Филиппенко, директор по маркетингу ЗАО “Мултон” отметил, что рост частных марок по результатам прошлого года стал основной тенденцией на российском рынке соков. Марки Private label пользуются все большей популярностью из-за их низкой стоимости, а также с ростом количества магазинов формата “дискаунтер” и магазинов “у дома”, где СТМ составляют значительную долю ассортимента.
Самый большой сегмент российского рынка соков – массовый (40-50 руб. за упаковку 1 литр). Низкоценовой сегмент, показавший огромный рост в 2010 г., несмотря на рост СТМ, смог удержать свою долю. Все более дорогие сегменты показывают отрицательный результат против прошлого года, особенно это касается сегмента премиальных соков, который теряет долю уже третий год подряд. Что касается прогнозов на 2012 г., то значительного роста рынка, а также выхода на докризисный уровень производства не ожидается, но при этом из-за постоянного роста цен на сырье могут увеличиться цены на продукцию, поэтому в стоимостном выражении рынок несомненно подрастет. “За прошедшие годы соковая категория пережила как значительный подъем в 2005-2007 гг., так и резкий спад в 2008-м и 2009-м гг., связанный с финансовым кризисом, – сообщил г-н Филиппенко. – 2010-й год стал первым периодом посткризисного восстановления рынка, а завершившийся 2011-й год показал, что это восстановление будет небыстрым, объемы рынка оказались примерно на том же уровне, что и год назад, следовательно, о скором возврате на докризисный уровень говорить пока не приходится”. Согласно оглашенным на конференции данным, в России потребление соков на человека увеличилось с 5 литров в 2000 г. до 20 литров в 2011 г. Но по-прежнему данные показатели не дотягивают до уровня потребления европейских стран, где этот показатель доходит до 50 литров в год на человека. (Sostav.ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)