“Президент и премьер-министр поставили задачу – навести порядок на рынке оборота спирта и алкогольной продукции. Теневое производство должно прекратиться. Мы предупреждаем как производителей, так и руководство соответствующих государственных органов: если не будет конкретных результатов к концу года, можете ожидать для себя много неприятных сюрпризов. Руководство Украины заинтересовано, чтобы производители спирта и алкогольной продукции нормально и прозрачно работали, а государство должно сделать все от него зависящее для создания прозрачных и комфортных условий. Также чрезвычайно важно, чтобы теневые производители перестали грабить бюджет и отравлять наших граждан”, – первый вице-премьер-министр Андрей Клюев, 11 ноября 2011 г.
Беспрецедентно резкое заявление Клюева на заседании правительства в ноябре прошлого года породило надежду на то, что руководство страны приступило к системной мобилизации внутренних резервов, и поэтому готово легализовать одну из самых криминальных сфер экономики – спиртоводочную промышленность. Еще бы: экономика Украины балансирует на грани, Госказначейство не имеет никаких финансовых резервов. По данным источника ZN.UA в правоохранительных органах, в настоящее время подразделения по борьбе с экономической преступностью СБУ и МВД совместно с Госфининспекцией осуществляют комплексную проверку работы “Укрспирта”. Первым результатом проверки стал громкий скандал. По данным источника, как только группа сотрудников правоохранительных органов пришла с ордером на изъятие бухгалтерской документации, руководство концерна заявило о внезапном выходе из строя всех серверов бухгалтерии. В результате восстановить финансовую документацию “Укрспирта” за 2011 г. в полном объеме оказалось невозможно. Теперь бухгалтерам придется освежать память на допросах – по фактам финансовых нарушений в “Укрспирте” возбуждено уголовное дело. ZN.UA решило оказать госбюджету тимуровскую помощь и провести свое расследование – удалось ли президенту и правительству выполнить поставленную задачу и навести порядок на рынке спирта? И как обстоят дела на самом деле?
Не пришлось ставить никаких “жучков” или добывать документы в сейфах. Корреспондент ZN.UA отправился на один из крупнейших в Киеве оптово-розничных рынков водки вблизи Железнодорожного вокзала и задавал многочисленным продавцам один простой вопрос: “Почем у вас самая дешевая водка?” В результате за счет редакции была приобретена улика – ящик водки “Справжня” ценой в 12 грн. за бутылку. Все бутылки – с настоящей, на вид, акцизной маркой. “Справжню” по 12 грн. при покупке не менее ящика предлагает более 20 точек продажи. И от обычного магазина эту покупку отличает две особенности – отсутствие у продавцов первичных накладных на товар и цена. 12 грн. за бутылку – это более чем в 2 раза ниже установленной Кабмином Украины минимальной розничной стоимости бутылки легальной водки в 26,1 грн. Поскольку производство акцизных марок по-прежнему находится в руках не государства, а скандально известной коммерческой структуры “ЕДАПС”, бесконтрольное распространение настоящих акцизных марок не удивляет – это еще один вид криминального бизнеса ответственных чиновников. На глазах корреспондента ящики “Справжней” разлетались, как горячие пирожки, – торговцы утверждают, что один этот рынок за сутки без проблем реализовывает 5-6 грузовых фур нелегальной водки. В центре столицы Украины. Открыто. Ничуть не таясь от внимания правоохранительных органов.
Чтобы установить факт неисполнения важнейшей государственной задачи, поставленной Виктором Януковичем и Николаем Азаровым, не надо тратить много времени – увидеть воочию масштабы нелегального рынка водки в Украине Клюев может в любое удобное время. Итак, отвечаем на первую часть задачи, поставленной главой государства – “Теневое производство должно прекратиться”, – ничего не прекратилось.
Отвечаем далее: “Мы предупреждаем как производителей, так и руководство соответствующих государственных органов…” Андрей Клюев почему-то не счел нужным указать, кого именно предупреждает, но поскольку это не секрет, то конкретизируем мы. Рынок алкоголя – полностью зарегулирован, и ответственность за ситуацию несут государственные должностные лица. Производитель спирта в Украине один-единственный – государственный концерн “Укрспирт”, подчиненный министру сельского хозяйства Николаю Присяжнюку. Указывать имена менеджеров “Укрспирта” не имеет особого смысла – эти далекие от легального бизнеса люди назначены во многом благодаря личному вниманию к алкогольному рынку со стороны хозяев “офиса” в переулке Рыльского, 4 – народного депутата Юрия Иванющенко и его делового партнера Ивана Аврамова. Этих людей называют единоличными распорядителями всего алкогольного рынка Украины. Непосредственными исполнителями их воли называют Игоря Сухоносова и Юрия Дмитриева. Очевидно, президент и премьер-министр не имеют информации о работе менеджеров на Рыльского, раз для оценки результатов работы “Укрспирта” надо привлекать государственных контролеров. Либо наоборот – они знают ситуацию очень хорошо и не понаслышке.
Ищем ответ на третий тезис: “…если не будет конкретных результатов к концу года, можете ожидать для себя много неприятных сюрпризов”. Чтобы понять, каких результатов стоит ожидать от “Укрспирта”, надо четко представлять себе, какими возможностями он располагает.
Концерн “Укрспирт” – это настоящая золотая жила Украины. Каждое уникальное преимущество концерна на алкогольном рынке стоит миллиарды. Считаем эти плюсы:
Государственная винная монополия. Государственный протекционизм – внутренний рынок де-факто закрыт для импортного спирта, что позволяет “Укрспирту” диктовать любые условия производителям алкоголя в стране. Высококачественная пшеница, производимая по низкой себестоимости, – переизбыток сырья. Дешевая рабочая сила – низкие производственные расходы. Высокая стоимость предоставляемых услуг покупателям спирта – комиссия при отгрузке составляет 15%. Стабильный рынок потребления – украинцы выпивают около 1,2 млрд. бутылок водки в год.
Огромный экспортный потенциал. Украинские водочные компании владеют крупными международными брэндами, что позволяет экспортировать алкоголь на рынки десятков стран. В частности, на колоссальном российском рынке импорт алкоголя из Украины занимает долю более 4 % – для сравнения алкоголь Франции занимает около 0,15 % российского рынка.
А теперь самое главное – при таких невероятных преимуществах, которые сами по себе должны обеспечивать высочайшую рентабельность и самую низкую в Европе себестоимость производства, цена на спирт в Украине самая высокая в Европе. Для сравнения – в России и Польше продажная цена 1 л этилового спирта составляет около $0,85-0,9, в то время как в Украине 1 л спирта дороже в два раза – $1,8. Государственная налоговая служба, Минфин, Госстат уже показали “конкретные результаты” работы “Укрспирта”. Согласно данным ZN.UA, концерн “Укрспирт” за 9 месяцев 2011 г. показал прибыль в 79 млн. грн. Причем эта прибыль, как подозревает следствие, была достигнута за счет получения кредита в 300 млн. К сожалению, из-за того, что серверы “Укрспирта” “сгорели”, полной финансовой отчетностью за 2011 г. правоохранительные органы не располагают.
По данным ZN.UA, официальная экспертиза Минфина Украины пришла к выводу, что 40% алкогольного рынка находится в тени, и прямые потери бюджета из-за сокрытия налогов составили в 2011 г. 2 млрд. грн.
По более приближенным к реальности данным Ассоциации оптовиков и производителей подакцизных товаров СОВАТ, в тень перешли 80% рынка, и таким образом потери бюджета составляют не 2, а 4 млрд.
Объемы потребления водки не упали, объемы производства в пищевой промышленности во всех отраслях растут. Во всех – и только в алкогольной промышленности они почему-то падают. Легальное производство водки сократилось в 2011 г. на 12%.
За два года нынешние хозяева “Укрспирта” не сделали ничего для того, чтобы корпоратизировать концерн, вывести его на внешние рынки, привлечь инвесторов. Руководство “Укрспирта” не позаботилось провести нормальный международный аудит, здесь никто не хотел внедрять международные стандарты бухгалтерского учета. Показателем способностей менеджеров с Рыльского стало взятие в VTB-Банке кредита якобы для модернизации производства под невероятные 16,5% годовых. Деньги поступили якобы для модернизации, а на деле – для пополнения убыточного баланса концерна. Имея такие уникальные возможности, люди, у которых есть проблемы с получением виз в цивилизованные страны, не способны капитализировать бизнес и привлечь в “Укрспирт” ни выгодных инвесторов, ни дешевые зарубежные кредитные ресурсы. Рассмотрим и следующее требование президента, озвученное Клюевым: “Руководство Украины заинтересовано, чтобы производители спирта и алкогольной продукции нормально и прозрачно работали, а государство должно сделать все от него зависящее для создания прозрачных и комфортных условий”.
Комментирует один из акционеров компании “Немиров” Анатолий Кипиш: «23 января 2012 г. компания Nemiroff Holdings Limited прекратила действие разрешения на право выпуска продукции под брэндом “Nemiroff” дочернему предприятию “Украинская водочная компания “Nemiroff”. С этого дня вся водка, изготовленная под маркой “Немиров” в Украине, выпускается без лицензии и с нарушением прав интеллектуальной собственности. Мы уже обратились к производителям тары для водки и к дистрибьюторам с информацией о прекращении действия разрешения для Украинской водочной компании “Nemiroff”.
Весь 2011 г. в нашей компании происходил конфликт мажоритарных и миноритарных акционеров. Производство в Украине, по сути, захвачено семьей Глусь. Не выполняется ни одно решение собственника, скрывается финансовая информация, происходит нецелевое использование денежных средств. Располагая 75% акций и правами на брэнд “Немиров”, мы не можем восстановить законные права в Украине. За год у нас украли десятки миллионов долларов, но государство никак не желает реагировать на несоблюдение наших прав собственности. Корпоративное воровство и коррупция в государстве – вот что мешает всем нормально работать. Сейчас на предприятии в Украине готовится сокращение 800 человек. Работу теряют смежники. В то же время компания приступила к постройке завода в Казахстане, расширяем производство в России – потому что инвестировать в Украину сегодня невозможно. Все время мы продавали водку из супердорогого украинского спирта за счет силы нашего брэнда, но государство не делает ничего, чтобы защитить наши права, чтобы защитить в конце концов свои налоговые поступления от нашего легального производства”.
Тяжба акционеров “Немирова”, по словам участников рынка, протекает столь причудливо по одной причине: потому что на стороне одного из участников конфликта стоят конкретные люди все того же известного всем спиртового авторитета. Этот близкий к президенту народный депутат имеет возможность влиять на суды, губернаторов и правоохранительные органы. В результате руководство спиртовой отрасли использует административные рычаги для прямого давления на бизнес и участия в корпоративных конфликтах. Эти действия создали крайне негативную ситуацию на украинском алкогольном рынке. Спиртовики намеренно загоняют рынок водки в тень, чтобы получать дополнительную прибыль из контрафактного производства. Те же люди, имеющие влияние на отрасль, являются и фактическими распорядителями нелегального водочного бизнеса. Зеркало недели. Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)