Пока Европа пытается найти пути решения экономических проблем, производители шампанского готовятся к рекордным продажам. Потребление праздничного напитка растет. И это связано не только с праздниками. Поднимая тост за экономические трудности, мир пьет шампанское, шутят производители игристого вина. Продажи знаменитого напитка снова растут. Французская отрасль готовится к горячему праздничному сезону, рассчитывая на подъем после неблагоприятного 2009 г., когда пришлось сокращать производство в ответ на глобальный спад. К концу сентября производители шампанского во Франции отгрузили 192 млн. бутылок напитка, а “праздничный” четвертый квартал обычно оказывается рекордным по продажам. На его долю приходится от трети до половины годового объема отгрузки игристого напитка. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, коммерческий подъем отрасли, начавшийся в 2010 г., продолжается: в первой половине 2011 г. общемировой объем поставок шампанского вырос на 5,2%. В перспективе до конца года отрасль может отгрузить 335 млн. бутылок, прогнозируют эксперты Комитета шампанских вин во Франции (CIVC). Возможно, в этом году производители достигнут рекорда 2007 г. – 339 млн. Этот подъем отражает общее состояние на рынке роскоши, комментирует издание. Крупнейшая в мире люксовая компания LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, владеющая брэндами Louis Vuitton и Guerlain, а также несколькими марками шампанского, зафиксировала рост продаж на 15% за первые девять месяцев года. Убедительные результаты демонстрируют и их конкуренты, например, Hermes и Gucci, принадлежащая группе PPR.
“Продажи шампанского показывают хорошую динамику перед праздничным сезоном, они выросли на 15% по сравнению с 2010 г.”, – комментирует президент французского винного онлайн-магазина 1855 Эмерик Соти де Шалон. Представитель подразделения шампанского группы Pernod Ricard Стефани Мингам говорит, что даже если докризисного уровня достичь не удастся, продажи постепенно приближаются к нему. Отрасль получила серьезный удар в 2008 г. и 2009 г. Поставщики шампанского – как знаменитые марки, так и независимые производители – во избежание сильного падения цен резко сократили выпуск, оставив гнить на лозах тонны винограда. До финансового кризиса мировой спрос на премиум-продукты, в особенности со стороны нового класса состоятельных людей из России и стран Дальнего Востока, прочно утвердил позиции французских производителей. Престижные “кюве”, такие, как Cristal от Roederer или Belle Epoque дома Laurent-Perrrier, продавались по цене свыше 100 евро за бутылку. Затем в 2009 г. впервые за пять лет было отгружено менее 300 млн. бутылок напитка из пров. Шампань.
Для отрасли праздничный сезон 2009 г. стал неблагоприятным, обернувшись при этом весьма привлекательными возможностями для покупателей, когда супермаркеты резко понижали цены на премиальные брэнды шампанского. С началом кризиса не только сократились объемы продаж, но и стало крайне сложно повышать цены: покупатели меняют привычки и обращают свои взоры к более дешевым маркам на фоне продолжающихся экономических неурядиц и высокой безработицы во многих западных странах. В 2009 г. продажи шампанского упали на 9,1% в физическом выражении, а выручка производителей рухнула на 17%, подсчитали эксперты CIVC. После обвала в кризис в 2010 г. объемы выросли примерно на 10%. Всего было отгружено почти 320 млн. бутылок, 58% для Франции, 42% отправлено на зарубежные рынки. В стоимостном выражении объем экспорта заметно вырос относительно 2009 г. и почти сравнялся с показателем внутренних поставок – около 2 млрд. евро. В целом было отгружено продукции более чем на 4 млрд. евро. Сейчас, как и вся люксовая отрасль в целом, производители шампанского оценивают перспективы с осторожностью. Они опасаются, что углубление европейского кризиса может притупить жажду любителей шампанского, ассоциируемого с празднованием и благополучием.
Сейчас Соти де Шалон преподносит шампанское не как атрибут праздника, а как напиток, который поможет развеяться и отвлечься. “Шампанское – это возможность убежать от повседневности”, – говорит Соти де Шалон. Как бы то ни было, в октябре LVMH сообщила, что принадлежащий холдингу производитель шампанского Veuve Clicquot резервирует часть запасов в связи с ожидаемым дефицитом предложения перед праздничным сезоном, в особенности в США. LVMH также принадлежат брэнды шампанского Dom Perignon и Moet & Chandon. Другие производители отмечают, что потребители готовы платить больше за игристые вина. Похоже, шампанское, в том числе премиальное, снова пользуется спросом. В этом году дегустация, устроенная магазином 1855 в роскошном отеле в Париже, собрала 1500 посетителей, каждый из которых заплатил 25 евро за право участия в мероприятии. Через четыре часа, по данным The Wall Street Journal, все заготовленное Mumm, Belle Epoque и Cristal 2004 г. было выпито. (bfm.ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)