“Ждем, когда в кафе и ресторанах поймут, что держать в подвале тетю Мотю, по ночам моющую и нарезающую салаты для “Цезаря”, – это прошлый век”, – говорит Антон Семенов, генеральный директор компании “Белая Дача Трейдинг”, крупнейшего российского производителя готовых к употреблению салатов: вымытых и порезанных. Около 10% акций компании продано ЕБРР за $10 млн. Если сделку одобрит ФАС, эти деньги пойдут на строительство второго завода в Подмосковье (рядом с нынешним). Другая ее цель – репутационная. Руководство “Белой Дачи”, разработавшее амбициозную инвестпрограмму, надеется, что так ему будет легче получать недорогие кредиты.

На ближайшие годы у компании запланирована территориальная экспансия. В первой половине следующего года состоится запуск завода в Татарстане, еще через три года появится завод в Санкт-Петербурге. Кроме того, компания будет сама выращивать салаты редких видов в Краснодарском крае и Рязанской области. Эти усилия “Белой Дачи” должны раскачать рынок салатов, находящийся в зачаточном состоянии, а выручку самой компании через 5 лет увеличить в 3,5 раза (с 2,5 млрд. руб., ожидаемых в 2011 г.).

“В Европе салаты едят каждый день, а в России, как показали наши опросы, этот продукт покупают для семейных торжеств. Притом часто используют не как самостоятельное блюдо, а как декоративный элемент: украшают тарелки. Поэтому пик потребления приходится на Новый год, а в Европе, напротив, продажи растут летом”, – говорит Виктор Семкин, гендиректор агрокомбината “Московский”, занимающего второе место после “Белой Дачи” по производству салатов (8 тыс. и 12 тыс. т соответственно).

Действительно, среднедушевое потребление этого продукта в России в два с половиной раза меньше, чем в Европе. Соответственно, российскому рынку объемом 225 тыс. т в год далеко до европейского (3 млн. т). Кроме того, внутри страны производится всего 20% потребляемого – 45 тыс. т салатов в год (по подсчетам компании – селекционера салатов Rijk Zwaan), остальное – импорт. Это объясняет относительно высокую цену на этот продукт: салатные смеси от “Белой Дачи”, приготовленные из импортного сырья, стоят 20 евро/кг, а что-нибудь похожее в Европе – менее 10 евро. Высокие цены сдерживают рост спроса, а это, в свою очередь, не дает увеличить объем закупок, чтобы снизить закупочные цены. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)