Потребление водки в России продолжит сокращаться. Как пишут аналитики ИК “Ренессанс Капитал” в обзоре алкогольной отрасли, к 2014-2015 гг. потребление напитка упадет вдвое к показателям начала нулевых годов. Главной причиной отказа россиян от водки станет рост минимальной цены. Вместе с тем опрошенные эксперты не считают, что падение потребления водки приведет к “отрезвлению” населения – ее место займет самогон домашнего изготовления, объемы производства которого превысят водочные. Тенденция к снижению потребления водки на душу населения отмечается в России с 2004 г. По данным Росстата, этот показатель снизился за последние семь лет на 26%, с 15 до 11,1 л водки в год на каждого россиянина, включая женщин, детей и стариков. При этом эксперты рынка отмечают, что фактического снижения потребления алкоголя россиянами не произошло – изменения затронули лишь структуру потребления. Часть потребителей перешли на пиво и вино, часть – на суррогаты и спиртсодержащие жидкости.
По мнению аналитиков, тенденция к снижению потребления водки в России сохранится и в ближайшие годы. В ИК “Ренессанс Капитал” уверены, что повышение акцизов на водку на 30% в 2012 г. приведет к снижению потребления напитка на 10% в годовом сопоставлении. “Мы ожидаем сокращения потребления водки на душу населения в России с 11,9 л в 2011 г. до 8 л на душу населения в 2015 г., что соответствует среднегодовым темпам падения в 7,7% в 2010-2015 гг.”, – отмечают в “Ренессанс Капитале”. В инвестиционной компании отмечают, что снижение потребления водки будет происходить не только под влиянием растущих цен на нее, но также за счет роста популярности пива и вина, а также других слабоалкогольных напитков, акцизы на которые будут расти более медленными темпами. В сегменте премиум конкуренцию водке составят набирающие популярность виски, текила и ром. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)