Докторская колбаса, пиво “Жигулевское” и шоколад “Аленка” – самые популярные в России советские брэнды, установило исследование ВЦИОМа. Россияне по-прежнему покупают товары, упаковка которых знакома им с детства. Для многих потребителей подобный выбор обусловлен воспоминанием о высоком контроле качества продуктов, существовавшем в СССР.
Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с агентством “Социальные сети” попросил потребителей вспомнить известные им советские брэнды продуктов из различных категорий: мясной, кондитерской, алкогольной. В опросе приняли участие 1600 россиян старше 18 лет в 42 регионах. Оказалось, что, хотя большинство россиян слышали о советских торговых марках (66,2% опрошенных), конкретные торговые марки помнят немногие. Большинство сумели вспомнить докторскую колбасу, печенье “Юбилейное” и шоколад “Аленка”. Из алкогольных напитков запомнились пиво “Жигулевское” и водка “Столичная”.
Из тех, кто постоянно покупает продукцию под брэндами, имеющими советский бэкграунд, только 5% руководствуются ностальгическими воспоминаниями при выборе, выяснили исследователи. Большинство респондентов отметили высокое качество (30,1%) и хороший вкус (24,3%) продукции.
Торговые сети отмечают, что приверженность к таким товарам испытывают покупатели от 35 лет и старше. Аналитики ГК “Дикси” подтверждают, что покупатели зачастую доверяют советским брэндам, узнавая их по упаковкам, выполненным в советской тематике. Как рассказала руководитель по связям с общественностью “Дикси” Екатерина Куманина, популярностью пользуются мороженое в пергаменте или фольге и пельмени в картонных коробках. Для потребителей по-прежнему важно обозначение на упаковке стандарта ГОСТ.
Докторская колбаса, пожалуй, самый известный брэнд продукта на постсоветском пространстве. И сегодня потребители называют его первым среди марок советской пищевой промышленности. Докторскую колбасу вспомнило наибольшее количество участников исследования ВЦИОМа: 31,2% респондентов хорошо знают эту марку, а 27,3% из них покупают ее. Создателями этого сорта вареной колбасы были научные сотрудники и технологи ВНИИ мясной промышленности, а первым производителем стал Московский мясоперерабатывающий комбинат им. Анастаса Микояна.
Шоколад «Аленка». Шоколад и конфеты под маркой “Аленка” производятся в России уже почти полвека. “Аленку” потребители вспоминают среди советских брэндов одной из первых. Правда, у такой популярности есть и обратная сторона. Рецепт этого шоколада был разработан на фабрике “Красный Октябрь”, но производили его и на других фабриках. И хотя сегодня торговый знак и изображение пухлощекой девочки в платке принадлежат компании “Объединенные кондитеры”, сразу несколько производителей, пытающихся восстановить историческую справедливость, отстаивают в суде свое право на производство “Аленки”.
Печенье «Юбилейное». За 100 лет существования марка печенья “Юбилейное” не раз передавалась из рук в руки. Изначально это печенье делал завод “Большевик”. Сейчас завод вместе с правом на торговый знак принадлежит американской группе Kraft Foods.
Конфеты «Мишка на севере». Шоколадные конфеты “Мишка на севере” выпускаются на кондитерской фабрике им. Н. Крупской с 1939 г. Как и в случае со многими советскими марками, они изготавливались на различных заводах СССР. Такая возможность сохранялась и после прекращения существования Советского Союза – до 1995 г. В этот год права на марку окончательно закрепились за фабрикой им. Н. Крупской, которая сегодня принадлежит норвежскому пищевому концерну Orkla.
«Рот Фронт». Кондитерский комбинат “Рот Фронт” начинался с небольшой мастерской по производству карамели и помадки купцов Леновых в Замоскворечье. Современное название предприятие получило в 1931 г. Сегодня производитель знаменитой халвы в шоколаде входит в состав компании “Объединенные кондитеры”.
«Бабаевский». Фабрика кондитерского концерна “Бабаевский”, принадлежащего компании “Объединенные кондитеры”, – одна из немногих, оставшихся в пределах Москвы. “Бабаевский” наряду с другими кондитерскими производителями, входящими в состав “Объединенных кондитеров”, помимо прочей продукции, производит знаменитый шоколад “Вдохновение”.
«Красный октябрь». Производителя ирисок “Кис-Кис”, шоколадных конфет “Мишка косолапый” и сливочной помадки потребители легко вспоминают, когда их просят назвать известные им советские кондитерские брэнды (наряду с другими производителями, входящими сегодня в состав концерна “Объединенные кондитеры”). Хотя производство было выведено из исторического здания на Берсеневской набережной 7 лет назад, завод получил вторую жизнь благодаря медийным и творческим компаниям, которые арендуют офисы на его территории.
Пиво «Жигулевское». Сегодня “Жигулевское” производят не только несколько десятков российских заводов, но и предприятия Украины, Беларуси и Литвы. Хотя в 1992 г. ОАО “Жигулевское пиво” зарегистрировало товарный знак на себя, Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции сумел оспорить эту регистрацию. Суд учел исторический опыт производства на многих заводах.
Водка «Столичная». Один из немногих всемирно известных советских брэндов был разработан еще в 1938 г. Марка принадлежит российскому государству, управлением занимается казенное предприятие “Союзплодоимпорт”. В 1996 г. права на брэнд приобрел предприниматель Юрий Шефлер, перенесший производство в Латвию. С тех пор Россия безуспешно судится с Шефлером, оспаривая права на товарный знак в разных странах. В прошлом году “Столичную” как самый известный российский продукт бойкотировали гей-бары США, Великобритании, Канады и других стран в связи с принятием закона о “пропаганде гомосексуализма”. (RBC Daily/Пищепром и продукты питания Украины и мира)