Мировой спрос на мед растет в среднем на 5% ежегодно. В удовлетворении этого спроса Украина играет одну из ведущих ролей – по объему экспорта меда в 2017 г. занимала третье место после Китая и Аргентины.
Продукция отечественных пасечников известна в 40 странах, а годовая квота на беспошлинный ввоз меда в Евросоюз полностью выбирается уже в первой декаде января. Но и таможенная ставка в 17,3% не останавливает украинский экспорт меда в Европу, сообщает Pro-Consulting.
Производство этого полезного продукта пережило спад в течение 2014-2016 годов, и в позапрошлом году начало восстанавливаться. Пока не удалось компенсировать потерю Крыма и части Донбасса, но этот момент уже не за горами.
“Катализатором дальнейшего увеличения сбора меда должен стать переход на новые европейские стандарты качества к концу 2019 года. Это еще шире откроет двери на рынки не только ЕС, но и остального мира. Для увеличения ценности своей продукции все больше украинских пасечников получают эко-сертификаты, что практически автоматически удваивает их выручку от продаж”, – объясняют эксперты.
Однако далеко не все частные пасеки имеют возможность проводить предпродажную подготовку и расфасовку меда. Поэтому есть необходимость в создании специализированных предприятий в этом направлении, что будет выгодно как пчеловодам, так и владельцу данного предприятия. Аналитики подсчитали рентабельность создания подобного перерабатывающего комплекса мощностью 5 тыс. тонн меда в год.
“Размещать предприятие лучше всего в районе максимальной концентрации небольших производителей, что позволит оптимизировать логистику поставок. Особые требования должны предъявляться к экологической чистоте региона размещения, поскольку это даст возможность получить сертификат эко-продукции и продавать мед по более высокой цене”, – считают специалисты.
В общих инвестиционных затратах наиболее капиталоемкой статьей является собственно закупка меда – 63,6%. Оборудование производственной линии и складского комплекса составляет 19,1% и 7,7% соответственно.
“После 9 месяцев, отведенных на организацию предприятия, оно начинает закупать мед у пасечников, приводить его в товарный вид и продавать на рынок. Период окупаемости данного проекта составляет чуть более года (13,3 месяцев) с учетом дисконта”, – подсчитали специалисты. (АгроПортал/Пищепром Украины)