23 ноября 2018 Конституционный Суд Украины предоставил Вывод по делу по конституционному обращению Верховной Рады относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в статью 41 Конституции Украины (реестр. №?6236) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Так, проектом акта предлагается основой аграрного строя Украины определить фермерское хозяйство.
Проверяя законопроект на предмет его соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, Конституционный суд Украины выходит, в частности, с такого:
Верховная Рада Украины восьмого созыва в течение года законопроект не рассматривала и в течение срока своих полномочий не меняла положений статьи 41 Конституции Украины, следовательно, законопроект отвечает требованиям статьи 158 Конституции Украины;
согласно части второй статьи 157 Основного Закона Украины Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения (соответственно правовых оснований, которые бы делали невозможным внесение изменений в Конституцию Украины, нет).
Конституционный Суд Украины считает, что предложенные проектом акта изменения имеют общий характер и не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, не противоречат требованиям части первой статьи 157 Конституции Украины. Вместе с тем, Суд выражает предостережение о возможности внесения соответствующих изменений в раздел II Конституции Украины.
Учитывая указанное Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что законопроект О внесении изменений в статью 41 Конституции Украины относительно реализации прав украинских граждан на землю, сохранения собственности на сельскохозяйственные земли в руках граждан Украины и устойчивого развития села на основе фермерских хозяйств соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Заключение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.
Соответствующее решение позволяет Совету начать рассмотрение проекта акта.
Принятие законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, будет способствовать сохранению собственности на землю в руках широких кругов граждан Украины, прежде всего тех, которые проживают в сельской местности, повышению благосостояния сельского населения, обеспечению устойчивого развития сельских территорий, развитию эффективного агропромышленного комплекса, обеспечению гражданского мира и социального согласия, а также защиты интересов и безопасности государства.
Что же фактически может измениться для фермерских хозяйств, если в Конституцию все же внесут предложенные изменения?
Ничего. Поскольку законопроект носит декларативный характрер.
Иными словами, документ не содержит никаких прямых норм. Более того, что такое аграрный строй с точки зрения права?
“Именно из-за неопределенности терминологии не до конца понятным смысл такой законодательной инициативы, ее правовые последствия и пути, которыми народные депутаты стремятся достичь задекларированных целей”, – отмечает Анна Федун, эксперт по правовому регулированию земельных отношений.
Поэтому сейчас поддержка этого законопроекта народными избранниками может свидетельствовать только об их желании задекларировать свое доброе отношение к фермерам и подчеркнуть их важную роль в сельском хозяйстве, ведь впереди выборы. (Новости/Пищепром Украины)