Бельгийский шоколад считается одним из лучших в мире, а Бельгию называют абсолютным мировым лидером по его производству. Ежегодный объем производимого бельгийцами шоколада превышает 170 тысяч тонн. А по количеству граждан, обожающих шоколад, Бельгия прочно занимает первое место в мире – свыше 40% от общего производства приходится на внутреннее потребление. Изумительный вкус бельгийского шоколада можно оправдать содержанием какао-масла в составе и в сравнении с зарубежными аналогами высоким процентом какао. Сегодня в Бельгии насчитывается свыше трехсот производителей шоколадной индустрии. Армения не может похвастаться столь древней историей производства шоколада и количеством изготовителей, которых сегодня в стране насчитывается всего девять. Однако сама технология приготовления шоколада имеет схожие традиции с бельгийскими шоколатье. В беседе с корреспондентом АрмИнфо замдиректора ЗАО “Арколад” Лида Деведжян поделилась секретами производства отечественного шоколада и формулой успешного управления предприятием.
Для приготовления шоколада, как отметила г-жа Деведжян, компания поставляет производственный шоколад из Бельгии, который перерабатывается на заводе “Арколад”. Бельгийцы же для производства своего шоколада импортируют какао-бобы из Кот-д’Ивуар и Ганны, на которые приходится около 50% мирового производства. “Переработка – на самом деле очень важный этап в производстве, в ходе которой шоколаду придается соответствующий блеск и присущая мягкость”, – заметила она. Как вследствие, “Арколад” может похвастаться содержанием какао-масла в составе шоколада, что является традицией исключительно бельгийских шоколадных фабрик. “В составе продукции “Арколада” вы не найдете никаких растительных масел – ни пальмовое, ни соевое, ни кокосовое, ни другие виды дешевых жиров. Основой нашего шоколада служит масло-какао”, – пояснила она. В этой связи эксперт рассказала о недавнем визите шоколатье “Арколада” в Бельгию на мастер-класс по изготовлению трюфелей. “Мы решили отвезти с собой в Бельгию наш продукт, так сказать, угостить бельгийцев армянским шоколадом. Попробовав наши сухофрукты с различными начинками в шоколаде, мастера из Бельгии удивились вкусу и качеству приготовленных нами изделий, задаваясь вопросами о рецепте и применяемых технологиях “, – рассказала она.
“Арколад”, по словам замдиректора компании, представлен широкой гаммой шоколадных изделий на любой вкус. Но изначальную популярность на старте деятельности (в 2005 году), как отметила Л. Деведжян, “Арколад” приобрел благодаря своим “кофейным зернам”. Сейчас же производство насчитывает широкий ассортимент темного, молочного шоколадов; шоколадных изделий с различными кремами, в частности кофейным, шампайн-кремом, куатро-кремом; свыше 20 видов шоколадных изделий, в том числе, трюфели (ручного приготовления) сухофрукты (абрикос, персик, слива) с грецким орехом и марципаном в шоколаде и т.д. “Для наших шоколадных изделий используются отборные сухофрукты, орехи, которые закупаются у сельчан в Армавире и Вайке. Даже если орех чуть поврежден, уверяю Вас, он уже не будет использован в производстве. Экономить на качестве своего продукта нам не было присуще с самого момента запуска производства”, – заметила Л. Деведжян. Говоря о соотношении качество/цена, она подчеркнула, что качество все же преобладает. “За рубежом шоколад, производимый по схожим с нами технологиям, стоит в разы дороже. Но мы ориентируемся в ценовой политике на особенности армянского рынка, на уровень платежеспособного спроса”, – сказала она. В этой связи она отметила, что, невзирая на колебания международных цен на какао-бобы, компания руководствуется ценовой политикой, не столь зависимой от глобальных тенденций. “Без разницы, что происходит на международном рынке. Даже если фьючерсы на какао-бобы на бирже возросли – наш потребитель не должен этого ощутить. Нам удается обходить закон эластичности спроса, не обременяя потребителей”, – подчеркнула эксперт.
Группе армянских шоколадье удалось сделать главное – преодалеть фактор отсутствие опыта в первые годы деятельности “Арколада” . Только единожды компания почувствовала на себе то, что шоколад – продукт для жизнерадостных людей и своеобразный индикатор счастья. В сложный для Армении период апрельской войной 2016 года, отметила Лида, продажи шоколада резко упали. Однако теперь объемы продаж восстановились и это говорит о том, что мы вновь поверили в свои силы.
Говоря о сегодняшних направлениях сбыта продукции, Л. Деведжян отметила, что, основная реализация армянского шоколада осуществляется на внутреннем рынке. Однако покупателями, как правило, выступают туристы, которые уже знакомы с брендом, со вкусом “Арколада”, в числе которых русские, иранцы, филиппинцы, китайцы, испанцы и др. “В тех странах, где есть культура шоколада, там и востребован наш шоколад”, – подчеркнула она. Относительно поставок на внешние рынки госпожа Деведжян отметила, что часть производства все же идет на экспорт. Основным рынком сбыта является Россия, вместе с тем регулярно поступают заказы из Беларуси и даже “шоколадной” Швейцарии. В США и Франции также имеются свои потребители “Арколада”. Что примечательно , так это то, что “Арколад” поставляется воздушным транспортом. “Вопрос же не только в расширении рынков, вопрос в логистике. Мы не можем перевозить наш шоколад фурами. Для поставок компания прибегает к услугам воздушных перевозок, что существенно повышает издержки. Но сухопутные перевозки такого “нежного” продукта олпасны, так как нет никаких гарантий, что он дойдет до места вовремя и не испортится”, – пояснила она.
Говоря о конкуренции на рынке Армении, Л. Деведжян заметила: “Арколад” является уже состоявшимся брендом на внутреннем рынке – нас знают и любят. “Залогом такого успеха, на мой взгляд, служит подход компании к реализации своей деятельности, в частности, в постоянном поддержании высокого качества производства. Мы не боимся конкуренции, напротив, только рады ей. Ведь, в итоге на рынке останется тот, кто сумеет доказать свое право называться качественным продуктом”, – заключила эксперт.
Отметим, что ЗАО “Арколад” был основан в 2004 г. Приоритетным направлением производства является сочетание армянских сухофруктов с настоящим шоколадом. В среднем, годичный объем производства шоколада составляет 40 тонн. Ежегодно компания увеличивает объемы на 7-8%.
По данным таможенной службы РА, в 2016 году Армения импортировала 10.2 тыс. тонн шоколада и других изделий, содержащих какао с годовым ростом на 14,3%. При этом таможенная стоимость возросла на 5,8% до $36.5 млн. За отчетный период Армения экспорторовала шоколад и изделий, содержащих какао, в объеме 682 тонны, что на 84,7% выше показателя 2015 года, при росте таможенной стоимости на 62,7% до $3.1 млн. (АрмИнфо/ Пищепром Украины)