The DairyNews уже писало о мировых тенденциях на молочном рынке, но, поскольку, не все из них применимы к Украине и не характерны для нее, мы решили рассмотреть несколько местных особенностей.
Молоко «не молочного» происхождения, которое так стремительно набирает популярность в США и Европе, в Украине практически не распространено. Однако, при этом, в нашей стране имеется целый ряд проблем с ненатуральностью продуктов. Это проявляется в первую очередь в применении жиров растительного происхождения для приготовления так называемых «сырных продуктов». Получается, что натуральное молоко может не только иметь ничтожный процент в содержании, но и вовсе отсутствовать. При этом, многие производители не гнушаются выдавать подобного рода сыры твердые, сыры плавленые и масло сливочное за натуральные продукты.
В США по статистике за 4 года доля «немолочного молока» выросла на 155%. В Украине доля молочных продуктов «немолочного происхождения». Об этом в своем выступлении в декабре 2016 года говорил Олег Волошин глава правления «Дубномолоко» (ТМ «КОМО») в рамках конгресса экспортеров продовольства «Ukrainian Food 2016». Почему так происходит? Сырный продукт ощутимо дешевле его полностью натурального конкурента, поэтому очевидно, что в кризисные времена покупатели обращают на него больше внимания. Но здесь есть одно достаточно большое «но». Покупатели не всегда выбирают менее качественный продукт по своей воле и в целях экономии. Недобросовестный производитель пытаясь сократить издержки на производство часто выдает более дешевый «сырный продукт» за натуральный сыр, тем самым, получая дополнительную маржу на покупателях.
В Украине достаточно давно существует целая плеяда мифов о сыром домашнем молоке, главная идея которых заключается в том, что оно, якобы, полезнее, а в магазинах продают не пойми что, без витаминов и порошковое. В какой-то мере это объясняется простым невежеством конечного покупателя, что требует дополнительной работы производителей — тренинги для молодых мам, рекламные кампании и образовательные программы, которые могут объяснить технологические тонкости обработки молока и почему это важно.
Много кто отмечает крайне низкое качество молока из домашних хозяйств, которое никак не регулируется. Вы не можете наверняка знать в каких условиях и кем оно было надоено, здорова ли корова, чем ее кормили, как хранили и многое другое, что ведет за собой огромное количество бактерий и риск серьезного пищевого отравления.
Влияния на покупку сырого молока на рынке оказывает еще и факт более низкой цены. «В последние три года растёт количество людей, которые экономят на продуктах питания. Это также влияет и на молочный рынок. Многие респонденты отмечают, что за последний год отказались от привычной марки молока из-за её подорожания. В Киеве процент таких «отказов» составляет 44%. Также респонденты чаще стали покупать продукты местных производителей», — подчеркнула Юлия Волох.
По словам эксперта, 71% из опрошенных потребителей по Украине покупали молоко на рынке. Она также отметила тот факт, что чем меньше город — тем более это распространено, в больших городах такая тенденция спадает. Те, кто покупает продукты на рынке, делают это, потому что уверены в том, что это натуральная продукция, люди уверены в том, что производители молочных продуктов добавляют антибиотики, добавки и прочее.
Крафтовые продукты. Крафтовый сыр
Однако, не все так плохо в украинском молочном королевстве. В последние годы набирают популярность продукты из козьего молока, изготовленные на специальных небольших фермах. В их ассортиментах не только молоко, но также сыры, йогурты и даже мыло, на примере фермы «Бабині Кози» в киевской области.
Вместе с этим в Украине все чаще появляются небольшие компании, кафе, которые продвигают продукцию собственного производства на местном уровне. К примеру Андрей Залогин из Луганска открыл в Одессе кафе-мороженое Buongiorno где радует покупателей более чем 60 вкусами, среди которых вкус рома, пива, виски и даже Facebook.
Набирает обороты и производство крафтового сыра. В своем интервью The DairyNews Виталий Зеленский отметил, что сейчас Украина переживает настоящий бум и подчеркивает желание покупателя открыть для себя что-то новое. На вопрос о том, насколько это сложно и проблематично в Украине отвечает: «Проблемы всегда есть. Но Украина, на самом деле, без преувеличения это великая страна. Нас больше 40 миллионов. Тут есть люди, которые интересуются сырами, которые готовы купить то, что вкусно, полезно, натурально. И в Украине, как бы там не звучало парадоксально, инвесторы не хотят сюда вкладываться. Украина благоприятна для развития бизнеса, просто нужно понимать, что ты хочешь и как ты это будешь делать. Есть свои реалии.»
В свою очередь Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины относится к подобного рода предприятиям достаточно скептически: «Сегодня появилось много небольших цехов, где, как заявляют, производятся «органические» или «фермерские» продукты. Честно говоря, я не верю в эти небольшие предприятия, я верю в мощные. Почему? Потому что на крупных предприятиях всегда существуют специальные программы, по которым контролируют качество и безопасность продукции. На маленьких предприятиях сделать это на таком же уровне невозможно.
Украинский рынок, как и любой другой в мире, имеет свои характерные особенности и сложности, которые требуют тщательного изучения и продуманного подхода. Покупательские возможности хоть и находятся на достаточно низком уровне ввиду экономическим причин, но оставляют самих покупателей открытыми к новым продуктами, ведь невозможно полностью исключить молочку из своего рациона. Это открывает дополнительные возможности для небольших региональных производителей, которые могут подстраиваться под спрос и потребности местного населения, а крупных производителей заставляет искать пути снижения себестоимости продукции и тщательнее работать над линейкой. (Dairynews.com.ua/Пищепром Украины)