Латвийских покупателей зачастую озадачивают значки и надписи на упаковках кофе, чая, орехов, сахара и на других продуктах: Fair Trade, UTZ Certified. Что это значит, какие продукты с этим обозначениями можно купить в Латвии, и чем они лучше обычных – на эти вопросы порталу Rus.db.lv ответил представитель общественного движения Zala briviba Янис Бризга.
Fair Trade – организованное общественное движение, направленное на помощь производителям из развивающихся стран. Движение отстаивает справедливые стандарты международной торговли, гарантируя, что продукты с сертификатом “Справедливая торговля” произведены рабочими за достойную плату без принудительного или детского труда с соблюдением требований охраны труда. Движение объединяет более 3000 организаций в 70 развитых странах, 1000 из этих организаций – производители.
UTZ Certified – программа, направленная на улучшение состояния окружающей среды и повышение материального благополучия населения в регионах выращивания кофе. UTZ сертификат обозначает, что кофе произведен с учетом всех требований по защите окружающей среды и с заботой о людях, производящих кофе. Кроме того, данный сертификат позволяет отследить обжаренный кофе вплоть до кофейной плантации.
В Латвии, например, в сети супермаркетов Rimi, со значком Fair Trade (“Справедливая торговля”) или равноценным ему значком сертификата UTZ, продаются шоколад, какао, сахар, чаи, однако латвийцы мало знают про эти обозначения, считает Бризга. “Что касается шоколада, то сертифицирован UTZ эстонский шоколад Kalev – для значка UTZ хватает трех сертифицированных ингредиентов, для FairTrade – должны быть сертифицированы все ингредиенты”, – отметил Бризга.Фабрика Kalev стала первым пищевым производством в странах Балтии, присоединившимся к программе UTZ Certified и начавшим использование какао, произведенного по программе устойчивого развития. В рамках первого этапа перехода на сертифицированное сырье UTZ фабрика Kalev начала производство шоколада серии Klassika.
В то же время латвийское предприятие по производству шоколадных изделий Laima, по словам Яниса, не только не вводит у себя на производстве сертификаты “Справедливой торговли”, но и отказывается идти на переговоры с представителями движения. “Я знаю, что они рассматривали вопрос введения у себя сертифицированного производства, но позитивного решения принято не было”, – отметил он.
По его словам, сертификацию Fair Trade на производственную линию получила компания SIA Pure, однако только для экспортной продукции, которая вывозится в страны Скандинавии. Сертификация подразумевает определенные требования, которые стоят дополнительных денег, подчеркивает … При сертификации Fair Trade все сырье должно быть также сертифицировано и в процессе производства оно не должно смешиваться с несертифицированными ингредиентами. В Латвии, в отличие от Эстонии, нет продукции, произведенной со значком Fair Trade для латвийского рынка – все привозится из-за границы, говорит Бризга.
Причины, почему сложилась такая ситуация, он называет следующие: “В Латвии покупатели не узнают эти обозначения – их опознают, согласно проведенному нами опросу, лишь 5-7% латвийцев. При этом в Великобритании таких жителей 96%, а в Швейцарии – 91%. Это означает, что в Латвии слишком маленький рынок сбыта и производители охотнее ориентируются, например, на Скандинавию – ради большей узнаваемости и более высокой покупательной способности. Это продукция дороже обычной и покупатель должен не только понимать, почему он покупает продукт с таким обозначением, но и иметь на это деньги”, – сказал представитель движения.
“Мы не можем повлиять на увеличение продаж продуктов с обозначением Fair Trade, наша задача – привлечь внимание общества к тому, каким способом получены ингредиенты в конечной продукции, которую покупают люди. Если в магазине у тебя есть выбор между двумя шоколадками, может быть, ты все же выберешь “более честную””, – сказал Бризга, уточнив, что это значит производство, не использующее наемный труд детей младше 15 лет, честная зарплата для работников при соблюдении равноправия полов и в хороших условиях. При этом производителей, которые выбрали сертификацию Fair Trade, мотивируют больше использовать местную продукцию и меньше – химикаты, рационально пользоваться водными ресурсами и беречь окружающую среду.
Большая часть продуктов “Справедливой торговли” поставляется из Африки, Латинской Америки, с Карибских островов, Азии и Океании. Продукты с маркировкой Fairtrade продаются в более чем 120 странах – в Швейцарии 53% бананов продается с маркировкой FairTrade, 40% сахара и 22% молотого кофе в Британии – со значком Faitrade. В 2012 году потребители потратили 4,9 млрд евро на покупку продуктов Fairtrade. Общий оборот розничной торговли Fairtrade в Европе в 2011 году составил 3 мрд евро, в 2012 году оборот вырос главным образом в Германии – на 33%, в Нидерландах – на 26%, в Швеции – на 15%, в Великобритании – на 16%. Оборот розничной торговли в Латвии Faitrade в 2012 году составил 938 975 евро. В Эстонии – 1 061 938 евро, в Литве – 846 027 евро. (rus.db.lv/ Пищепром Украины)