Продолжающийся мировой экономический кризис привел к ощутимому спаду потребительской активности на продовольственном рынке, включая и рынок молочных продуктов. Наиболее заметно это проявилось в промышленно развитых странах, традиционно являющихся их крупнейшими мировыми потребителями.
В частности, в Европе в I полугодии 2012 г. ситуация характеризовалось заметным снижением основных показателей отрасли. По словам исполнительного директора голландской компании-кооператива “Friesland-Campina” С. Харта, в указанный период цены на молочные продукты, производимые на предприятиях компании, снизились (в годовом исчислении) на 6%, а объем их продаж на европейском рынке сократился (в стоимостном выражении) на 1,1%. С. Харт признал, что из-за заметного снижения покупательского спроса продукция ряда брэндов “оказалась под серьезным давлением, что привело к сокращению ее доли на рынке”.
Значительно лучше обстояли дела у “Friesland-Campina” на экспортных рынках, где в течение I полугодия ее общая прибыль выросла на 22%, а объем продаж – на 24%. С. Харт особо подчеркнул, что примерно 1/4 всей молочной продукции была продана на азиатском рынке, которому в указанный период принадлежит основная заслуга в улучшении финансовых показателей компании. В этой связи глава “Friesland-Campina” напомнил о важном приобретении, сделанном весной текущего года, – покупке одного из двух ведущих филиппинских производителей молока – компании “Alaska Milk”. Продукцией компании регулярно пользуются около 100 млн. местных потребителей, при этом особенно сильные позиции она удерживает в сегменте консервированного жидкого молока. К настоящему времени “Friesland-Campina” имеет предприятия в 9 странах Азии, включая крупнейшие – Китай, Индию и Таиланд. Экспансия на азиатские рынки осуществляется в соответствии с принятой два года назад “Стратегией 2020”, которая нацеливает компанию на расширение присутствия на различных продовольственных рынках, уделяя особое внимание “высшим рыночным нишам розничного бизнеса”. В данном документе отмечается, что необходимо стремиться к укреплению позиций как на уже освоенных, традиционных рынках (прежде всего, европейских), так и на новых, обладающих большим потенциалом рынках Азии и Африки.
Схожей тактики придерживается и датская компания-кооператив “Arla”. Признавая, что результаты I полугодия 2012 г. оказались “более неблагоприятными, чем ожидалось”, в компании отмечают, что на всех рынках, кроме европейского, в указанный период наблюдался растущий спрос на качественные молочные продукты. В частности, по сравнению с I полугодием 2011 г. продажи “Arla” в странах Ближнего Востока и Северной Африки выросли приблизительно на 20%, а в России – на 40%.
В целях дальнейшего укрепления своих позиций в Азии “Arla” приобрела крупнейшую китайскую компанию “Mengniu Dairy Co. Ltd.”, занимающую ведущие позиции в стране не только в сфере производства молочных продуктов, но и многих других продуктов питания и напитков. Как ожидается, данная сделка позволит “Arla” увеличить к 2016 г. продажи на китайском рынке в 5 раз (в 2011 г. они составили 700 млрд. д. кр.) и расширить линейку молочных продуктов, доступных китайским потребителям.
Кроме того, в рамках соглашения предусматривается создание китайско-датского центра сотрудничества и технологии производства молока в целях внедрения экспертизы качества молока и осуществления контроля над его производством на китайских фермах. Последнее особенно важно для Китая, поскольку быстрорастущий средний класс этой страны – основной потребитель молочных продуктов – уделяет первостепенное внимание именно их качеству, безопасности и экологичности.
Желание наращивать присутствие на рынках развивающихся стран демонстрирует и крупнейший в мире производитель йогуртов – французская компания “Danone”. В компании отмечают, что хотя ее позиции внутри страны (во Франции) достаточно стабильны, в большинстве европейских стран, особенно в странах Южной Европы, наблюдается заметный спад активности покупателей, первопричиной которого является слабый экономический рост и продолжающийся долговой кризис в Еврозоне. Все это находит выражение в снижении объема продаж: в целом за I полугодии 2012 г. доходы от продаж в Европе сократились на 1%.
Как “Friesland-Campina” и “Arla”, “Danone” своевременно переориентировалась на внешние рынки, что позволило ей с избытком компенсировать убытки в Европе и увеличить объем продаж за январь-июнь текущего года на 5,9%. В указанный период компания резко активизировала экспансию в развивающиеся страны, в частности, приобрела крупнейшую компанию – производителя молочных продуктов Марокко “Centrale Laitiere” и вторую по величине молочную компанию Индии “Wockhardt Nutrition”. Последняя из названных компаний специализируется, главным образом, на производстве детского молока, а ее доля на внутреннем рынке молочных продуктов составляет 7%. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)