Наиболее обсуждаемым поглощением-2016 в немецкой экономике стала сделка в сегменте пищевого ретейла: лидер отрасли Edeka наконец смог стать владельцем основной доли в компании Tengelmann, на что группа получила специальное разрешение от федерального министра экономики Зигмара Габриеля (Sigmar Gabriel).
Антимонопольная комиссия и Федеральное управление по делам картелей изначально считали проблематичным концентрацию в отрасли, где четырьмя крупнейшими корпорациями уже освоено около 85% рынка.
То, что такие опасения оправданы не только в Германии, показывает недавно опубликованный отчет «Группа Atlas 2017». Сбор данных показал, насколько велика сила корпораций в производстве и торговле продуктами питания. Так, половину мировых продаж пищевых продуктов осуществляет всего 50 групп.
Причем по некоторым продуктам концентрация особо высокая. К примеру, на англо-голландскую группу Unilever совместно с индийской Tata и Associated British Foods приходится около 80% мировой торговли чаем. Во всем мире с точки зрения доходов Unilever находится на 7 месте, первое занимает Nestlе. Бизнес-практику швейцарской группы неоднократно критиковали — помимо прочего, из-за агрессивного маркетинга в сегменте детского питания в странах с развивающейся экономикой.
С 2010 г., согласно данным Atlas, наблюдается новая волна слияний среди предприятий пищевой промышленности, которая приводится в движение финансовыми инвесторами. В результате у потребителей все больше сокращается выбор производителя.
В США на сеть Wal-Mart, которая взяла старт в 1962 году с магазинчика в Арканзасе, в настоящее время приходится 6,1% глобальных розничных продаж. На этом достижения Wal-Mart не заканчиваются: ее доходы превзошли даже доходы нефтяных компаний и автопроизводителей.
Среди десяти крупнейших ретейлеров числятся также три немецкие компании — Aldi, Lidl и Metro (материнская компания — Schwarz). Неуместный размер их заключается в том, что компании имеют влияние на цены, а также могут уменьшить рыночную власть фермеров.
Насколько велико такое влияние уже стало видно в ноябре: после того, как молочные фермеры пожаловались на угрожающие их существованию низкие цены, в итоге было достаточно лишь одного сигнала от Aldi, чтобы остальные представители сегмента также подняли свои цены более чем на 40% в течение нескольких дней. (Шпигель/ Пищепром Украины)