Казахстанские производители не успевают переоснастить свое производство под поправки в техрегламент ЕАЭС о масложировой продукции, которые должны вступить в силу с 2018 г. Казахстанские производители предлагают до 2023 г. приостановить процесс ввода ограничений уровня вредных трансжиров до 2% в твердых маргаринах, которые активно используются для приготовления фастфуда, полуфабрикатов и выпечки.
“Предприятия РК не успевают технически и технологически переоснастить свое производство под поправки в техрегламент о масложировой продукции, которые с 2018 г. должны вступить в силу во всех странах ЕАЭС. Это следует из документов, присланных Министерством национальной экономики Казахстана в Евразийскую комиссию, откуда они были направлены в российские Минсельхоз, Минэкономразвития, Минпромторг и Роспотребнадзор”, – сообщает издание.
Теперь представителям российских ведомств предстоит принять решение – стоит ли вносить изменения в техрегламент о масложировой продукции с учетом проблем Казахстана. В Роспотребнадзоре и Минэкономразвития сообщили, что документ в данный момент находится на рассмотрении. В Минсельхозе и Минпромторге оперативных комментариев предоставить не смогли. “Для потребителей важно, чтобы содержание трансжиров в продукции было снижено, желание Казахстана притормозить вступление в силу нормы о снижении – попытка сэкономить на потребителе”, – заявил исполнительный директор российского Масложирового союза Михаил Мальцев.
Трансжиры, или промышленные жиры, – трансизомеры жирных кислот, которые появляются в процессе перевода жидкого масла в твердое состояние. Они позволяют увеличивать сроки хранения продуктов, в состав которых входят. Так, трансжиры необходимы для производства маргарина, слоеного теста, хлебобулочных изделий, крема и глазури. “Источник промышленных жиров – это, например, фастфуд. Картофель фри, наггетсы, крылышки во фритюре, обжаренные на кулинарном жире котлеты – все это содержит до 46% трансжиров, – рассказал Михаил Мальцев, добавив, что промышленными жирами также богаты и полуфабрикаты – рыбные и куриные палочки, попкорн, пицца для микроволновки, всевозможные обжаренные и замороженные продукты”.
Трансжиры признаны вредными довольно давно. Так, в 2002 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сочла, что все страны должны снизить их содержание в пищевой продукции до уровня не менее 2%. По данным ВОЗ, потребление трансжиров резко повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и рака молочной железы.
Сейчас, согласно техрегламенту о масложировой продукции, содержание трансжиров в твердом масле ограничено значением в 20%. О том, что в 2018 г. все производители должны снизить этот показатель до 2%, стало известно в 2013-м. Спустя три года представители Казахстана заявили, что не успевают переоснастить производство. “Для выполнения требований нормы техрегламента об ограничении трансжиров в 2% предприятиям следует решить следующие задачи: создать катализаторы нового поколения, модернизировать существующие технологические схемы производства с учетом оптимальных параметров производства”, – говорится в документе Министерства экономики Казахстана.
“Представители казахской компании “Маслодел” в своем письме в национальную палату предпринимателей Республики Казахстан “Атамакен” сообщили, что для выполнения условий регламента потребуются “дополнительные исследования, промышленные испытания и производство катализаторов в промышленных масштабах”. На все эти процессы, по оценкам “Маслодела”, понадобится 3-5 лет и денежные средства в размере 521 млн тенге”, – пишет газета.
Российские производители выступили против предложения о переносе даты вступления в силу поправок к техническому регламенту.
“У всех стран ЕАЭС был и еще остается переходный период для подготовки к вступлению в силу нормы о трансжирах”, – сказала исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова. По ее словам, снизить наличие вредных кислот можно, скорректировав процесс перевода масла из одного состояния в другое, хотя это сделает процесс дороже. Но из-за многообразия технологий и катализаторов, которые участвуют в процессе, оценить его удорожание невозможно, отметила специалист. Конечный продукт после введения ограничений также может подорожать, но незначительно. Например, содержание маргарина в продукции хлебобулочной отрасли составляет до 20%.
Как рассказала “Известиям” Екатерина Нестерова, есть и другой путь решения проблемы – использовать твердые от природы масла, в которых нет трансжиров. В этом случае речь идет о тропическом, в том числе скандально известном пальмовом, масле, которое стоит дешевле и уже активно используется в России.
“Опыт США и Евросоюза показывает, что отражение на этикетке и ограничительные меры по использованию производителями небезопасных для здоровья жиров приводит к тому, что покупатели более внимательно формируют свой рацион, что благоприятно отражается на здоровье нации в целом”, – отметила гендиректор компании Petrova Five Consulting Марина Петрова. (forbes.kz/ Пищепром Украины)