Производство твердых сыров начало активно развиваться в Украине с конца 90-х годов прошлого века. При этом это развитие шло настолько успешно, что уже в 2005/2006 маркетинговом году выпуск этой продукции вырос в 6 раз. Во многом это было связано с увеличением экспорта.
В том сезоне Украина отгрузила больше 114 тыс. т, что на тот момент было эквивалентно 9% мирового экспорта этой продукции. А теперь по результатам 2015/2016 маркетингового года экспорт наших твердых сыров составил всего 11 тыс. т. Среди мировых лидеров Украины уже нет. Да и производство сыров в прошлом году оказалось в 2,5 раза меньше, чем десять лет назад.
Почему такое падение? Ответ очень прост. Из-за вкусовых качеств и особенностей менталитета покупателей украинские твердые сыры, как правило, продавались на экспорт в страны СНГ. И во многом благодаря этому рынку украинская молочная промышленность могла успешно производить и продавать сыры.
Падение их экспорта началось еще в 2012/2013 гг., после чего приняло катастрофический характер. USDA прогнозирует, в этом маркетинговом году наша страна поставит на внешние рынки всего 8 тыс. т сыра, или в 10 раз меньше, чем в 2012/2013 гг. Несложно догадаться, что главная причина спада – отказ России покупать украинский твердый сыр. А продать его в Египет или Турцию невозможно – там таких сыров, как едим мы, не употребляют. Разные традиции в пище.
Украина начала больше сыра продавать в Казахстан, Молдову и Азербайджан, но это мелкие рынки по сравнению с рынком России. Продать в ЕС сложно. Сама Европа является мировым лидером по производству твердых сыров и их экспорту.
Где же выход? Молочная промышленность частично его нашла. Но это, скорее, попытка спасти хотя бы то, что осталось. Украина начала экспортировать больше сухого обезжиренного молока. За 2015/2016 маркетинговый год его поставки в 2,5 раза превысили итоги предыдущего сезоне.
Частично это сухое молоко поставляется в Казахстан и Молдову, но начались и его отгрузки и в Бангладеш. Продать твердый сыр в эту страну нереально, там его просто не едят, а вот сухое молоко – вполне возможно. Им стоит торговать прежде всего в странах Азии, где этого продукта много покупают. Мировыми потребителями сухого молока являются Мексика, Китай и Индонезия. Так что рынок сбыта есть.
Хотя с точки зрения добавочной стоимости лучше производить твердый сыр, чем сухое молоко. Но выбирать не приходится. В результате украинская молочная промышленность вынуждена переориентировать на экспорт сухого молока.
Еще можно продать на экспорт сливочное масло. Главные покупатели сливочного масла в мире: Россия, Мексика и США. Украина за 2015/2016 маркетинговый года продала на внешних рынках сливочного масла в 2,5 раза меньше, чем в 2013/2014 году, или 8 тыс. т, что эквивалентно 0,73% мирового экспорта. И это при том, что в далеком 2005/2006 году Украина поставляла на экспорт 42 тыс. т этой продукции. На данный момент главными покупателями нашего масла являются Казахстан и Марокко.
Заменить экспорт твердых сыров и сливочного масла на продажи сухого молока можно. Но для экономики Украины это печальная новость. Сложно вытянуть молочную промышленность только за счет сухого молока, даже если увеличить его объемы в разы. Ведь нельзя получить столько же доходов от продажи сухого молока, как от продажи и производства твердых сыров и сливочного масла. Потерять рынок несложно. Куда сложнее завоевать новый рынок сбыта. (УБР/ Пищепром Украины)