Тренд ценового роста на мировом рынке очень быстро подхватили украинские молочники. Складывается впечатление, что мировые рынки скоро не будут успевать за украинским. Это нездоровая ситуация. Да, хочется заработать после двухлетнего спада, но нужно трезво оценивать покупательские возможности. Можно кивать на мировую конъюнктуру, но все же близится осень и излишков молока для экспорта становится все меньше.
В межсезонье до 90% молока придется продавать на внутреннем рынке, а отечественный покупатель, кажется, не готов платить за молокопродукты на четверть больше. Именно настолько сельхозпроизводители намерены осенью увеличить отпускные цены на молоко.
Подорожает сырье – придется переработчикам увеличить отпускные цены на готовую продукцию. И тут только “голосование кошельком” украинцев может “отрезвить” вошедших в кураж молочников. Продажи молокопродуктов могут заметно снизиться, и не факт, что продукция из очень дорогого молока будет находить надлежащий спрос на внешних рынках. Тем более с экспортом проблемы в Украине не решены. Потерю российского рынка не в состоянии компенсировать ни новые зоны свободной торговли, ни открытия каких-то новых стран для реализации товаров.
Да, все больше предприятий получают разрешение для экспорта в ЕС, говорят, к концу года такое право будут иметь уже два десятка заводов. Но это все теория – на сегодняшний день лишь Молочный Альянс начал поставки молокопродуктов в Европу и то в небольших объемах. Но и для этой компании такая торговля, скорее не бизнес, а пиар-акция для продвижения продукции в Азию и Африку. Чиновники недавно отрапортовали о скором открытии для Украины потерянного (почти десять лет назад) японского рынка: “С осени 2017 г. ожидается открытие рынка Японии для молочной продукции украинского производства – отмена карантинных мер на молочную продукцию”. (All Retail/ Пищепром Украины)