Наибольшей популярностью среди украинцев пользуется красное вино местного производства, сообщили “Вестям” по результатам исследования в ТД “Инкерман”.
Там отмечают, что украинцы активнее всего приобретают вина отечественного производства как в пересчете на бутылки, так и на деньги: 79,7% и 63,7% объема продаж, соответственно.
Подтверждают эту тенденцию и продавцы благородного напитка, которые расширяют ассортимент за счет вина, произведенного в Украине. “В целом предпочтения наших покупателей по сравнению с прошлым годом особо не изменились. Можно лишь отметить рост продаж вина украинских виноделов, что может быть связано с расширением ассортимента”, – отметил руководитель отдела маркетинга и рекламы сети виномаркетов “Поляна” Яна Роговенко.
А владелец сети бутиков-баров Wine House Валерий Миронов сказал, что фокус потребителя сейчас переместился на вина Нового света, а также на недорогие брэнды из Испании и Италии. Растет, например, популярность Просекко – напитка, который утвердился в роли достойной и доступной альтернативы шампанскому. “Это говорит о том, что люди начинают разбираться в винах. Предпочтения украинского потребителя пока только формируются, а не меняются. Но зато появилась заметная требовательность к цене. За счет этого сегодня активно завоевывают рынок те украинские производители, которые предлагают действительно качественный продукт за меньшие деньги”, – сказал В. Миронов.
В целом же, согласно данным компании “Инкерман”, за год (с марта 2014 г. по март 2015 г.) объемы продаж вина в Украине в стоимостном выражении увеличились с 1,265 млрд. грн. до 1,384 млрд. грн. А в натуральном выражении уменьшились – с 26,6 млн. л до 21,6 млн. л, соответственно.
“Такую динамику вполне можно считать позитивной, учитывая непростую экономическую и политическую обстановку в стране: рецессию, снижение темпов промпроизводства и существенную девальвацию гривни”, – прокомментировал статистику директор по маркетингу ТД “Инкерман” Геннадий Довгань.
Покупать вино украинцы предпочитают в цивилизованной рознице. По данным за март 2015 г., на нее приходятся 67,9% продаж. А вот доля сегмента HoReCa (кафе и рестораны) за год незначительно снизилась – с 8,0% до 6,3% в натуральном выражении и незначительно выросла (с 13,6% до 13,7%) в денежном.
Последний фактор связан с тем, что в ресторанах обычно предлагают вина более дорогих импортных марок. И если цены на отечественное вино по сравнению с прошлым годом изменились несущественно, то импортная продукция поднялась в цене основательно.
“Цены на вина новых поставок выросли пропорционально курсу доллара. Также на цену повлиял и нововведенный правительством в феврале 2015 г. акцизный сбор в 5% от стоимости вина и другого алкоголя”, – заметила Яна Роговенко.
Впрочем, украинские виноделы тоже были бы рады повысить стоимость своей продукции, поскольку после аннексии Крыма многие поставщики сырья для винного производства теперь находятся на неподконтрольной территории. “Аннексия Крыма стала серьезным ударом для винодельческого сектора Украины”, – подчеркнул директор ассоциации “Виноградари и виноделы Украины” Сергей Михайлечко.
Поэтому компании вынуждены были переходить на сырье из других регионов, переносить и перезапускать производство, налаживать новые каналы сбыта и снижать затраты. Например, компания, “Олимп” развернула производство в Одессе, а их крымская продукция продается на российском рынке. На украинский рынок работают арендованные производственные мощности в Одессе. “Мы решили не сдаваться и продолжать производить продукцию под торговой маркой “Бахчисарай”, – рассказала пресс-секретарь “Олимпа” Светлана Евдокименко.
А на Артемовском заводе шампанских вин рассматривают возможность перехода на синтетические пробки вместо дорогих натуральных, которые используются сейчас и экспортируются из Португалии. Но стеклянную тару сохраняют, а это важно для 53% покупателей, которые выбирают вино к ужину.
Самой большой популярностью среди украинских покупателей пользуются вина в ценовом сегменте 50-79,9 грн. (около $3): на их долю приходятся 26,7% продаж в натуральном выражении. Более дешевые пользуются меньшим спросом: вина в ценовом диапазоне 30-39,9 грн. занимают 19,3% объема продаж, по 18-24,9 грн. – 17,9%, между 25-29,99 грн. – 15,5%, а по 40-49,99 грн. – 11,1%.
Более требовательные любители напитка, покупающие вино в специализированных бутиках. Они практически не изменили своих предпочтений по сравнению с прошлым годом: самыми “ходовыми” остаются вина по цене около $10 за бутылку. “Как правило, в летний период большим спросом пользуются легкие, свежие белые и розовые вина, а также игристые. Из сортов Совиньон Блан, Соаве, Пино Гриджио, – отметила Яна Роговенко. – А зимой наши покупатели выбирали вина из красных сортов винограда, выдержанные, плотные”.
И все равно красные вина лидируют в структуре продаж с долей в 54,1% в натуральном и 57,3% – в денежном выражении. На долю белого вина приходятся 39,9%, а наименьшей популярностью пользуются розовые вина – всего 4,9%.
Лидером в разрезе типов вин остаются полусладкие (45,4% в натуральном и 40,9% – в стоимостном выражении). Далее следуют сухие (25,8% и 32,1% соответственно). На сладкие приходятся 14,6% и 16,1%. “В большинстве случаев цена играет ключевую роль. На это сильно повлияла и сложившаяся экономическая ситуация в стране. Сегодня мы можем говорить хотя бы о какой-то стабилизации, но прогнозы на ближайшее время делать сложно”, – отметил Валерий Миронов. (Вести/Пищепром Украины и мира)