Рост цен и введенный Россией запрет на поставки продуктов из Европы заметно повлияли на структуру потребления продуктов питания. В исследовании РБК.research “Потребительское поведение на российском рынке сыров 2015: влияние санкций и кризиса” говорится о том, что 39,1% опрошенных россиян по итогам 2014 г. были вынуждены отказаться от покупки импортных сыров. 36,5% опрошенных сообщили, что в последнее время стали меньше покупать сыров и сырных продуктов. Наконец, еще 27% участников исследования, покупая сыр, стараются экономить.
При этом авторы исследования делают вывод: не попавшие под санкции сыры из Швейцарии в силу своей высокой стоимости оказались не в состоянии заменить традиционные европейские сорта. При этом отмечается, что и без того высокая стоимость швейцарского сыра для россиян увеличилась, в связи с девальвацией российского рубля.
Уменьшение потребления сыров и сырных продуктов свидетельствует, что российские производители не в полной мере воспользовались выгодной для себя ситуацией. Заполнить освободившуюся после ухода европейских конкурентов нишу они пока не смогли. За 2014 г. российские производители нарастили объем выпуска сыров по отношению к 2013 г. только на 10%: с 344,7 до 378,4 тыс. т. При этом по данным Росстата, в январе-апреле 2015 г. производство сыра и сырных продуктов в России выросло на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 180 тыс. т. По оценкам BusinesStat, в 2015 г. итоговый объем производства сыров составит 394,3 тыс. т.
Тем не менее, этого объема все равно не достаточно. В 2013 г. до введения антисанкций доля импортной продукции в объеме предложения на российском рынке превышала 45%, в то время как доля продуктов собственного производства находилась на уровне 35%. При этом основными поставщиками сыра на российский рынок были как раз те страны, в отношении который сейчас действует запрет.
Как ранее сообщал Agriculture.by, сложившейся на российском рынке ситуацией активно пытаются воспользоваться белорусские компании. Согласно достигнутым в марте этого года договоренностям Беларусь в 2015 г. поставит в Россию 107,6 тыс. т сыров и творога. При этом каналы поступления на российский рынок белорусской продукции постоянно совершенствуются. В частности, крупный белорусский ритейлер “Евроопт” расширяет сеть магазинов, торгующих белорусской продукцией на территории Российской Федерации. Что касается производителей, то недавно стало известно о том, что один из крупнейших в РБ производителей молочной продукции ОАО “Савушкин продукт”, возможно, откроет производство в Псковской области. (РБК/ Пищепром Украины и мира)