В то время как Кабмин Арсения Яценюка надеется, что рост сельскохозяйственного производства и экспортный бум растениеводческой продукции поможет стране преодолеть рецессию, во Всемирном банке считают, что продуктивность украинского агросектора можно нарастить на треть за счет оперативного проведения реформ.
Несмотря на весомый вклад отечественного сельхозпрома в структуру ВВП страны и наполнение казны валютной выручкой (доля данного сектора увеличилась с 8% до 12% в национальной экономике, а доля экспорта возросла с 28% до 40%), по словам представителя Всемирного банка, руководителя сектора устойчивого развития по Украине, Беларуси и Молдове Тамары Сулухиа, его рост сдерживает избыточное вмешательство государства, негативный бизнес и инвестиционный климат, а также недостаточность инфраструктуры и логистики.
Международный отчет Ukraine Investment Climate Advisory Services Project подтверждает, что дальнейшая устойчивость агросектора и его рост зависит от экономической ситуации на экспортных рынках Украины, улучшения инвестиционного климата в стране и от будущей государственной политики по отношению к отрасли. В том числе от завершения аграрной реформы (подразумевается свободная продажа и приобретение земель сельскохозяйственного назначения).
К примеру, чтобы минимизировать степень вмешательства государства в функционирование зернового рынка, Всемирный банк предложил ликвидировать Аграрный фонд и приватизировать активы ГПЗКУ.
“Увеличение объемов производства приведет к спросу на дополнительные хранилища и портовую логистику”, – отмечает руководитель консультационной программы IFC “Инвестиционный климат в агросекторе Украины” Хайнц-Вильгельм Штрубенгофф.
Представители ЕБРР тоже считают, что именно с развитием зерновой инфраструктуры – портовой и элеваторной логистики – связано будущее поле деятельности агробизнеса. “В связи с ростом урожайности зерновых крупные трейдеры стремятся нарастить объемы современных сертифицированных складов. Примером может служить проект строительства зерноперевалочного терминала пропускной способностью 4,5 млн. метрических тонн зерна в год в Одесском морском порту, который банк финансирует совместно с компаниями “БруклинКиев” и “Луи Дрейфус”. И в целом мы сохраняем интерес к этому направлению”, – говорит директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине (ЕБРР) Шевки Аджунер.
В частности, недавно совет директоров ЕБРР поддержал проект частной компании из Одессы в морском порту “Олимпекс”, предусматривающий строительство терминала для сушки и складирования зерновых мощностью 0,5 млн. т. Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбински заявил, что миссия ЕС предоставила 29 рекомендаций по улучшению таможенного контроля и развитию торговли в Одесском и Ильичевском портах, которые призваны привести регулирование морских грузоперевозок к европейским стандартам. “Необходимо установить четкие графики приема и оформления грузов. Также в рамках борьбы с коррупцией Государственной фискальной службе рекомендуется автоматизировать систему приема таможенных деклараций, повысить зарплаты сотрудникам и ужесточить санкции за коррупционные деяния”, – перечислил он.
По закону в Украине запрещено использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве. Однако, как отмечают сотрудники Американской торговой палаты, в нашей стране даже без принятия соответствующей нормативной базы в настоящее время выращивается около 30% кукурузы и 70% сои из ГМО-семян.
Любопытный пункт включен и в соглашение об ассоциации Украины с ЕС. В частности, в статье 404, относящейся к сельскому хозяйству, говорится, что среди прочего обе стороны будут сотрудничать над расширением использования биотехнологий. По мнению директора по научно-исследовательской работе инвестиционного банка Piper Jaffray Майкла Кокса, фактически эта статья прокладывает путь для либерализации практики сертификации генетически модифицированного посевного фонда.
“Это положение оправдывает ожидания индустрии агропромышленного комплекса. Украина относится к числу многообещающих рынков сбыта для транснациональных корпораций по производству семян Monsanto и DuPont”, – отмечает эксперт. В то время как в самом Евросоюзе продолжается политика по сдерживанию увеличения площадей под ГМО-культуры, рынок Украины является крайне интересным для ключевых производителей такой продукции. Сегодня только пять европейских стран – Испания, Чехия, Словакия, Румыния и Португалия – выращивают ГМО-культуры.
В целом же посевы ГМО-культур в мире лишь в минувшем году расширились на 6% – до 170,3 млн. га, заняв около 13% всех пахотных земель. В тройку лидеров по объему площадей входят США, Бразилия и Аргентина. Лидерами по распространению ГМО являются Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, ЮАР, Куба и Южный Судан.
По мнению зарубежных экспертов, фактически неограниченные возможности по лоббированию, отсутствие надлежащего госконтроля, климатические условия и активное развитие агропромышленного комплекса открывают значительные перспективы для производства ГМО в Украине. “При реализации подобного сценария Украина в перспективе 5-7 лет может стать ключевым производителем ГМО-продукции на европейском континенте. Это, в свою очередь, позволит значительно нарастить объемы экспорта агропродукции, в первую очередь кукурузы”, – уверен Майкл Кокс.
Украина занимает второе место по площадям сельхозугодий в Европе (после России) – в общей сложности 41,5 млн. га сельскохозяйственных земель (около 70% от общей площади страны), из которых пашня составляет более 32 млн. га (примерно половина угодий – это плодородные черноземы).
Учитывая, что Украина является одним из крупнейших производителей и экспортеров кукурузы, подсолнечника, пшеницы и ячменя в Европе, иностранцев более всего волнует дальнейшая участь наших сельхозземель.
Тамара Сулухиа считает, что Украине как можно скорее следует внедрить такую политику, которая гарантирует безопасность для инвесторов и игроков в этом секторе. “Украина должна разработать прозрачный рынок земли, конкурентный, открытый, который не будет предоставлять исключительные права отдельным игрокам. Рынок земли может открыть возможности перед миллионами малых собственников наделов, которые находятся в сельской местности. Это будет очень важно для развития сельскохозяйственного сектора Украины. Мы приветствуем планы продолжения реформ в этой сфере”, – объясняет представитель Всемирного банка.
Похоже, президент и правительство в скором времени реализуют этот совет на практике. По крайней мере, публичные обсуждения, касающиеся открытия отечественного рынка сельхозземель с 2016 г., в стране уже стартовали.
Вот только получат ли обещанный доступ к земле мелкие собственники, на самом деле большой вопрос. В течение последнего десятилетия прирост показателей сельскохозяйственного сектора в немалой степени обеспечивала концентрация производства в крупных агрохолдингах, ведущих интенсивное земледелие.
Учитывая то, что на сегодня сотня ведущих агрохолдингов контролирует более 30% всех земель (6,7 млн. га), обрабатываемых всеми (около 50 тыс.) сельхозкомпаниями, работающими в Украине, наивно ожидать, что после открытия земельного рынка латифундисты откажутся от своих наделов. (comments.ua/Пищепром Украины и мира)