“Для птиц мы создали евроусловия, а на себя жалко деньги тратить”, – говорит генеральный директор ТОО “Ордабасы кус” Мурат Тагаев, показывая свой офис. И он не кокетничает: контора (а это слово из советского лексикона более уместно в данном случае) находится в старом неказистом здании, затерянном в степях Ордабасинского района Южно-Казахстанской области. А индюки и индюшки, на которых специализируется “Ордабасы кус”, выращиваются в условиях, отвечающих международным стандартам. “Мы получили сертификат системы менеджмента качества ISO 9000 и сертификат HACCP по безопасности пищевой продукции”, – отмечает при случае Тагаев.
Первые инвестиции в 2006-2007 гг. – $100 тыс.
Сама фраза “индюшатина из Южного Казахстана” звучит примерно так же, как “бананы из Якутии”. Однако гендиректор “Ордабасы кус” не находит ничего удивительного в том, что он и еще четверо птицеводов, с которыми начинал, сделали ставку на индейководство. “Первый раз об этом заговорили еще в советское время, – утверждает Мурат Кулмырзаевич. – Тогда у нас работали фосфорный и свинцовый заводы, а индюшиное мясо имеет особенность очищать человеческий организм от шлаков. Чтобы поставлять индюшатину в заводские столовые, был запланирован проект по ее производству. Но произошел развал Советского Союза, и проект не реализовали. После же обретения суверенитета мы стали выезжать за рубеж и убеждаться, что это мясо полезно, задумываться о возрождении проекта”. На одной из выставок птицеводы ЮКО познакомились с представителями израильской компании MAD Developing Agricultural Projects Ltd, которая уже 30 лет оказывает услуги по строительству, поставкам технологий для производства индейки. “Я тогда был руководителем бройлерной фабрики в Шымкенте. Думал, модернизируем старые площадки, там будет производство, – вспоминает птицевод. – Но израильские партнеры посоветовали строить все новое, для чего выбрали место в Ордабасинском районе. Здесь рядом железная дорога, проходит трасса Западная Европа – Западный Китай, недалеко город, аэропорт – все логистические преимущества”.
Первые инвестиции в 2006-2007 гг. составили $100 тыс. из собственных средств Тагаева и партнеров (сейчас у ТОО “Ордабасы кус” два учредителя). Они тогда и не мечтали о масштабном производстве, о том, что птицекомплекс займет 202,6 га, что емкость птичников будет составлять 350 тыс. голов, что в 2014 г. доведут выпуск до 7,5 т. Думали, построят два-три птичника, будут выдавать 500-600 т продукции в год. “Но весной 2009 г. вышел указ президента о том, что для поддержки АПК в кризисный период на новые строения по переработке животноводческой продукции из Нацфонда выделяются деньги. Мы разработали бизнес-план, защитили его в сентябре, и началось финансирование через “КазАгроФинанс”, – указывает на поворотный момент событий Тагаев и добавляет, что “Ордабасы кус” стало одним из первых предприятий, включенных в ГПФИИР.
Политика изоляции
Генеральный директор “Ордабасы кус” замечает, что тогда, в 2009 г., они взяли на себя очень рискованное обязательство: “За 18 месяцев нам надо было ввести в эксплуатацию комплекс, каких еще не строили в Казахстане. Хоть мы и птицеводы, но индейководство было для нас новой отраслью, нам надо было освоить новые технологии”. Компания с задачей справилась. Сейчас птицекомплекс “Ордабасы кус” состоит из шести крупных объектов: инкубатора, зоны подращивания молодняка, двух зон выращивания, комбикормового завода, убойного цеха с отделением глубокой переработки мяса и цеха переработки отходов. Практически у каждой зоны есть собственная инфраструктура – бесперебойный источник света, тепла, воды. К комплексу пришлось тянуть газопровод. В этом предприятию подсобил областной бюджет, ведь одновременно были газифицированы три села, расположенные по пути к объектам птицекомплекса.
В декабре 2010 г. в птичниках появились первые индюшата. “Первый убой состоялся в марте 2011 г., с участием главы государства”, – с гордостью вспоминает генеральный директор, отмечая, что интерес президента вполне объясним: производство высокотехнологичное, замкнутого цикла, подобных предприятий в СНГ только два – под Шымкентом и в одном из российских городов. Производственный цикл начинается с инкубирования. В инкубаторе “Ордабасы кус” в день вылупляется 20-25 тыс. индюшат. Цыплят на спецтранспорте везут в зону подращивания. В трех птичниках молодняк держат 42 дня. Затем – очередной переезд, после которого индюки обретают свой “последний приют” в зоне доращивания. Там самок откармливают в течение 100 дней, самцов – 140. “Это специальная технология выращивания, мы взяли ее у израильских партнеров”, – объясняет постоянную “переброску войск” Тагаев.
Технология предусматривает, чтобы объекты птицекомплекса располагались друг от друга на значительном расстоянии. У каждого объекта есть охрана, штат сотрудников, которые общаются с администрацией и другими отделениями только по электронной почте. На территорию, где расположены птичники, даже машины с кормом не заезжают: через забор загружают пневмокормушки. Индюкам корм и вода подаются автоматически, чтобы человек по минимуму контактировал с птицей. “В этом наше отличие от советских технологий: к птицам просто так не попадешь”, – говорит птицевод с 35-летним стажем. Такие ограничения вводятся на случай эпидемии: если птица начнет болеть на одном объекте, на другие это не повлияет – все изолировано.
Все приобретенное оборудование – лучшие современные образцы
После того как птица набирает нужный вес, ее везут на мясокомбинат. Там цеха для убоя и разделки птицы, глубокой переработки мяса, переработки отходов буквально нафаршированы современной техникой. Тагаев ею любуется и по-отечески говорит рабочим: “Берегите эти машины! Это же мерседесы!”. Учредители изучили весь мировой рынок, прежде чем купить автоматические поилки, пневмокормушки, камеры для копчения, оборудование для комбикормового завода и прочее. Все приобретенное – лучшие образцы современной инженерной мысли по оптимальным ценам, утверждает собеседник.
Оборудование позволяет производить около 20 видов колбасно-сосисочных изделий (у западных производителей ассортимент превышает 100 наименований). 2011 г. был закончен с результатом 2,5 тыс. т, в 2012 г. вышли на проектную мощность в 4,8 тыс. т, в 2013-м дали 5,2 тыс. т, в 2014-м – 7,5 тыс. В этом году производство хотят довести до 8,1 тыс. т, а в перспективе – до 20 тыс. т. “Общемировая тенденция такая: мясо индейки на 15-30% дешевле говядины, но на 15-25% дороже курятины. Мы выдерживаем разницу с курятиной в 8-10%, потому что еще не все знают о нашей продукции, и так привлекаем покупателей, – поясняет Тагаев. – Индюшатина – это единственный вид мяса, который не вызывает аллергии, она хорошо подходит для переработки, только из нее можно сделать колбасу без применения свинины. В мясе очень мало жира, а значит, минимум холестерина и много белка. А белок без жира способствует мышечному развитию. Поэтому его рекомендуют спортсменам. В бедре содержится очень много железа. Почему бы детям не потреблять нашу сосиску вместо привозной замороженной?”
Слова шефа подтверждает главный технолог: “Все натуральное”. К слову, его пришлось везти с Украины: в Казахстане не оказалось человека, который бы разбирался во всех тонкостях производства индюшатины. Но все остальные специалисты – местные. В “Ордабасы кус” не боятся брать в штат выпускников институтов и колледжей. На предприятии они проходят “курс молодого бойца”, толковым дают возможность сделать карьеру. “А иначе никак”, – говорит Тагаев. Тех, у кого уже есть стаж, он отправляет учиться в магистратуру, повышать квалификацию на семинарах в Австрии, перенимать опыт на предприятиях других стран, например Литвы.
“Люди работают на совесть, – хвалит свой коллектив из более чем 400 человек собеседник. – Мы их в зарплате не ущемляем, хоть и работаем с минимальной рентабельностью в 5-6%”. Фактически прибыль “Ордабасы кус” уходит на оплату кредитных средств, взятых у “КазАгроФинанса”. “В 2009 г. мы взяли 3 млрд. тенге под 6% на семь лет, второй раз – в 2013 г. 1,5 млрд. на 12 лет. Обязательства выплачиваем согласно графику, из всех денег уже вернули больше 1 млрд тенге. Притом что в первый год оборот был около 750 млн. тенге, в 2014 г. – 3,2 млрд. тенге”, – называет цифры Тагаев.
Цикл производства заканчивается переработкой отходов. Их доводят до порошкообразного состояния и используют для обогащения комбикорма, которым кормят появившихся цыплят. Корм изготавливают на собственном заводе, который является еще одним предметом гордости гендиректора. Все процессы компьютеризированы, израильские партнеры могут в режиме онлайн следить за производством и в случае необходимости корректировать процесс. Каждый день завод выдает 80-100 т гранулированного комбикорма, которого хватает на то, чтобы в течение суток кормить птиц.
Для полного счастья не хватает лишь элеватора. “Комбикорм почти на 50% состоит из пшеницы, которую мы везем с севера Казахстана. Нам выгоднее покупать пшеницу во время сбора урожая, когда она стоит максимум 25 тенге за килограмм, и хранить у себя, чем зимой, когда она доходит до 50 тенге, – объясняет необходимость строительства зернохранилища бизнесмен. – Проект уже защитили. “КазАгроФинанс” выдаст нам лизинговое оборудование. В марте получим заключение госэкспертизы и будем строить. У нас есть расчеты: затраты на элеватор оправдаются”.
Кроме того, в планах ТОО – начать самостоятельно заготавливать корма. “Если самому выращивать, то затраты уменьшатся, ведь 70% себестоимости составляют именно корма”, – объясняет Тагаев.
Цель – сформировать культуру потребления мяса индейки
Что касается продаж, то казахстанцы уже хорошо раскупают продукцию под торговой маркой “Дэмдi ет”: Шымкент потребляет более 1 тыс. т в год, Астана – 1 тыс. т, Алматы – почти 2 тыс. “Наша цель – сформировать культуру потребления мяса индейки у наших граждан, дать им возможность выбора. На каждого человека в год у нас приходится 14 кг курятины, а индейки всего 300 г, тогда как в странах Европы человек потребляет 10 кг мяса индейки, в Израиле – 15 кг, в Америке и того более. Если казахстанцы будут потреблять 2 кг индейки в год, нам нужно будет производить 30-34 тыс. т. Считаем это возможным”, – говорит собеседник Forbes Kazakhstan.
Продвигать свою продукцию он хочет не только за счет участия в ярмарках и размещения рекламы, но и путем участия в тендерах, предлагая мясо образовательным учреждениям, структурам Минобороны, стабфондам и прочим. Бизнесмен объясняет, что в номенклатуре госзакупок значится или мясо птицы, или окорочка.
Индюшатина изначально проигрывает по цене курятине. Поэтому Тагаев сейчас работает с местными акиматами, НПП, профильными министерствами, чтобы те помогли внести в номенклатуру мясо индейки отдельной строкой.
Кроме того, для развития торговли нужны автодороги. Глава компании надеется, что “лучевые соединения” внутри страны появятся после реализации программы “Нурлы жол”. А там, глядишь, можно будет активнее осваивать соседние рынки. “В 2011 г. сразу несколько российских дистрибуторских компаний вышли на нас. В итоге “Димдi ет” узнали в Москве, Новосибирске, Челябинске, – рассказывает Тагаев. – 30% нашей продукции шло на экспорт в Россию. Но в январе пришлось остановить отгрузку, потому что из-за удешевления рубля наша продукция стала стоить почти в 2 раза дороже российской”.
Тем не менее в феврале “Ордабасы кус” возобновила поставки в соседнюю страну: Тагаев не хочет терять этот рынок. Во-первых, он насыщен только курятиной, поэтому производителям изделий из мяса утки, гуся, индейки есть куда расти. Во-вторых, там предприятие учится конкурировать с мировыми производителями. В-третьих, благодаря представленности на московском рынке о “Дэмдi ет” узнали в Европе и США. “Мы стали победителями в нескольких номинациях на конкурсах во Франции и Швейцарии. Взяли приз на конкурсе USAID “Лучший экспортер Центральной Азии – 2013” и главный приз в номинации “Предприятие с лучшей системой качества” российского конкурса “Нациндейка-2013″, – перечисляет Тагаев. – В декабре прошлого года получили сертификат ESQR (Европейское общество исследований качества) в номинации Gold Category, потому что качество нашей индейки было признано лучшим”.
По словам Мурата Тагаева, в правительстве ему пообещали помочь остаться на российском рынке через субсидирование или удешевление кормов. “Фуражный корм стоит 35 тенге, а нам его хотят отпускать по 30 тенге через “Продкорпорацию”. Если удешевить на 5-7 тенге, то, конечно, будет заметная экономия”, – говорит глава “Ордабасы кус”. Когда именно придет помощь, пока неизвестно. Но он настроен оптимистично: “План у нас имеется, надеюсь, все будет нормально”. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)