Уровень мировых цен на зерно и масло не сулит украинским агропроизводителям ничего радужного. Зерновая группа по сравнению с ценовыми параметрами марта прошлого года потеряла около трети стоимости.
Сегодня мировые цены на кукурузу при условии поставки ее в мае текущего года составляют $379/бушель, что на 23% ниже цены годом ранее. Цены на пшеницу по майскому фьючерсу снизились относительно прошлого года на 27% – до $515/бушель, и продолжают падать. Также на 10% снизился майский контракт по овсу.
По данным Чикагской биржи, цены на подсолнечное масло снизилась на 10-12% – из-за удешевления нефти и роста производства, а также предложения других растительных масел. В частности, по данным Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ), пальмового масла произведено на 5,1% больше, рапсового – на 2% больше, соевого – на 5,5% больше. Переходные запасы пальмового и соевого масел выросли на 2% и 7,4% соответственно.
Причинами удешевления сельхозпродукции стало перепроизводство зерновых в мире. По данным Министерства сельского хозяйства США, в прошлом году в мире произведено 2,54 млрд. т зерновых. Мировое потребление, по оценкам продовольственной организации ООН (ФАО), в текущем году может достичь 2,48 млрд. т. На текущий момент оно оценивается в 2,4 млрд. т. Соответственно, профицит зерна спровоцировал падение цен на него.
Производство продовольственной пшеницы оценивается по итогам прошлого сезона в 724,3 млн. т при потреблении около 700 млн. т.
По пшенице продовольственных сортов также наблюдается перепроизводство. В целом сбор основных зерновых культур – пшеницы, ячменя и кукурузы – увеличился в прошлом году на 3,9 млн. т, до 1,86 млрд. т.
По словам руководителя аналитического департамента Аграрной биржи Анатолия Стоянова, кроме превышения предложения над спросом, на уровень цен влияют еще и ситуативные факторы.
“Мировые цены на кукурузу как основную зерновую культуру снижаются на основе ожидания биржевых трейдеров по сбору рекордного урожая и высоких переходящих остатков в США и мире. Даже такие факторы роста, как увеличение объемов производства этанола в США вследствие программы поддержки правительства и сокращение посевных площадей под кукурузой в странах-производителях, не позволит ценам особенно вырасти”, – убежден Анатолий Стоянов.
Биржевые трейдеры, полагает А. Стоянов, уже с апреля будут переходить с контрактов старого урожая на новые, июльские контракты. “Это еще более ослабит уровень цены на основных биржевых площадках, что повлечет снижение цен и на физическом рынке в валютном эквиваленте”, – отметил руководитель аналитического департамента Аграрной биржи.
Эксперт аграрных рынков ассоциации УКАБ Игорь Остапчук констатирует, что причинами удешевления зерна также стали такие факторы, как сокращение объемов мировой торговли – из-за кризиса на 4-5%, а также увеличение на 5-6% мировых переходящих остатков зерна прошлого урожая.
В масличном сегменте, несмотря на 4%-ное сокращение мирового производства по итогам текущего периода относительно 2013-2014 маркетингового года и сокращение переходящих запасов на 15,7%, ожидать роста цен до прошлогоднего уровня не стоит, считает И. Остапчук.
“Влияние конъюнктурных факторов, которые привели к падению цен – стоимость нефти, рост производства альтернативных растительных масел, гораздо сильнее, и компенсирует падение производства подсолнечного масла. Думаю, что повышения цен вряд ли возможно”, – сказал эксперт.
Для фермеров и компаний, которые сфокусированы на выращивании зерновых и масличных, падение цен явно является негативным фактором, который влечет существенное сокращение их рентабельности, считает аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка.
“Несмотря на то, что цены на зерновые и масличные в Украине привязаны к доллару, а около 40-50% расходов привязаны к гривне, девальвация национальной валюты позволяет частично покрывать потери от сокращения цен реализации”, – пояснил Иван Дзвинка.
Приведем в качестве примера следующий расчет. Возьмем наиболее популярную культуру в Украине – кукурузу. Себестоимость на 1 га в 2014 г. составляла около $1 тыс./га, что при средней урожайности в Украине в 6,2 т/га в 2014 г. себестоимость 1 т составляла около $160.
Учитывая уровень девальвации в 2015 г., при прочих равных условиях себестоимость снизилась до $120, то есть – на $40/т. При этом рыночная цена снизилась примерно на $60/т, поэтому девальвация покрывает где-то две трети падения цены.
Что девальвация покрывает падение цен лишь частично, ранее заявляли и аграрии.
“Мировая цена – она от нас зависит очень условно, частично ее падение отыгрывается за счет девальвации”, – сказал гендиректор одного из крупнейших экспортеров Украины компании “Нибулон” Алексей Вадатурский.
С ним согласна хозяйка агрокомпании “Заря” Ирина Костюшко. “Экспортные цены, несмотря на их падение, позволяют обеспечить посевную, но аграриям придется если не затянуть пояса, то более тщательно отнестись к выбору культур, вопросу севооборота и технологии возделывания”, – сказала Ирина Костюшко.
Руководитель отдела логистики компании “Гермес-Трейдинг” Юрий Сорокун отметил, что падение цен не снизило активность экспортеров, поскольку с запасами, скопившимися на элеваторах, нужно “справляться в преддверии новых поступлений от будущего урожая”. Да и средства для того, чтобы этот самый новый урожай обеспечить, необходимы немалые.
По мнению И. Остапчука, выручка компаний, у которых есть экспортные контракты, в гривневом эквиваленте вырастет. Но такое увеличение нельзя назвать достаточным в условиях существенного подорожания производственных ресурсов. “Сумма убытков в данном случае – это условность, которая зависит от сравнительной базы”, – отметил Игорь Остапчук.
Эксперт Института общественных исследований Кристина Аврамченко полагает, что нисходящий тренд по ценам на экспортные товары в мире сохранится в течение всего 2015 г. “Умеренного их роста стоит ожидать лишь с начала 2016г.”, – сказала она.
Судя по прогнозу экспорта зерновых в текущем сезоне (36 млн. т), считает Иван Дзивнка, украинские аграрии-экспортеры при сегодняшних ценах теряют около $1,9-2 млрд. дохода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом падение цен на зерновые и масличные, полагает И. Дзвинка, положительное для агропроизводителей, которые используют их в качестве сырья и кормов – мукомолов, пекарей, мясопереработчиков, молокопереработчиков, производителей яиц и др. Ведь несмотря на то, что в основном цены на агропродукцию на внутреннем рынке зависят от мировых цен, нынешний сезон вне тренда, поскольку внутренние цены – в гривнях.
Анатолий Стоянов допускает, что в связи с некоторой стабилизацией курса национальной валюты цены на зерновые внутри Украины будут выше прошлогодних, поскольку урожайных рекордов в это году не будет.
“Около 10% аграриев решили ограничиться в этом году минимальными затратами на посевную. Озимые плохо перезимовали в этом году, а именно – более 1,2 млн. га, или менее 15% озимых. Несмотря на очень негативные предпосылки, будущий урожай оценивается на уровне 50 млн. т (с учетом аннексированного Крыма), что говорит о том, что цены будут формироваться под воздействием внешнего рынка”, – резюмирует эксперт.
Получить запланированные средства можно, безусловно, и путем развития экспорта – не за счет цен, а за счет объемов. В прошлом году на помощь аграриям пришли европейские квоты, согласно которым часть агропродукции можно поставлять без пошлин.
Сегодня, по данным Минагрополитики, полностью использованы квоты по меду (5 тыс. т) и кукурузе (400 тыс. т). Квота по экспорту виноградного и яблочного соков использована на 98,6%, ячменной крупы и муки – на 66,2%, овса – на 65,3%, пшеницы – на 32,6%, обработанные томаты – 16,6%, сахар – 7,9%. Квоты по отрубям, отходам и остаткам кукурузным использованы на 2,7%, ячменю – всего 2,2%, крахмалу – на 1,7%. Почти полностью закрыта квартальная квота по курятине – 4 тыс. т. По другим товарам степень использования квоты составляет менее 1%.
Однако спрос на украинскую агропродукцию в Европе падает. “ЕС, пользуясь девальвацией своей валюты по отношению к доллару, наращивает свой экспорт и благодаря благоприятным погодным условиям увеличивает производство. Украинские производители должны расширять географию сбыта продукции”, – пояснила Кристина Аврамченко.
Однако отмечает Ирина Костюшко, сделать это непросто. “В моей практике из более 20 коммуникаций с потенциальными партнерами сработала только одна”, – сказала она. Подтверждает это и совладелец компании “Милкиленд” Анатолий Юркевич. “Открытие новых рынков сбыта требует времени и новых продуктов. К ним нужно адаптироваться, когда в мире перепроизводство”, – резюмировал А. Юркевич. (Мария Бровинская специально для РБК-Украина/ Пищепром Украины и мира)