Доля агропромышленного комплекса в ВВП Украины за последние годы существенно возросла. По итогам 2012г. этот показатель, если верить данным Министерства аграрной политики и продовольствия, составлял 11%. Сегодня он превышает 20%. То есть в год аграрии генерируют продукции на более чем 300 млрд. грн. Внушительная цифра, которая объясняет повышенный интерес к этой отрасли украинских властей.
Еще летом 2014 г., когда в Кабмине всерьез заговорили о налоговой реформе, агропромышленному комплексу в ней отвели немалую роль. Одной из идей правительства было перевести хозяйства, объем годовой выручки которых составляет от 20 млн. грн. и более, на общую систему налогообложения.
Второй вариант, который тогда рассматривался, – заставить платить налог на прибыль фермеров, которые обрабатывают свыше 3 тыс. га.
Хоть впоследствии от этой идеи реформаторы и отказались, но курс на “закручивание гаек” аграриям был очевиден.
Так и произошло: с изменениями в Налоговый кодекс очень многое переменилось для всего украинского бизнеса, в том числе – и для сельхозпроизводителей. Причем, формально механизм налогообложения в АПК остался прежним. Но налоговая нагрузка выросла более чем в 20 раз.
Краткий экскурс в теорию: аграрии, как и предприниматели, имеют право работать на специальном, упрощенном режиме налогообложения. Например, мелкий фермер, который обрабатывает до 2 га земли, или занимается животноводством с объемом реализации до 100 минимальных зарплат в год (около 121800 грн.) вообще не платит налогов, в том числе – и налога на землю.
Более крупные хозяйства долгие годы использовали фиксированный сельхозналог (ФСН). Им не приходилось платить налог на прибыль, а лишь НДС. При этом размер ФСН зависел исключительно от площади и типа участка, который эксплуатировало хозяйство. Благодаря такому подходу уровень налоговой нагрузки был более или менее предсказуем. И производитель мог планировать свои издержки.
Однако когда пришлось перечислять в бюджет первую часть годовой суммы налога (в I квартале уплачивается 10% годовой суммы; во II квартале – 10% годовой суммы; в III квартале – 50% годовой суммы; в IV квартале – 30% годовой суммы), фермеры были очень удивлены тем, что она оказалась намного больше, чем обычно.
Почему так произошло? Дело в том, что с 2015 г. аграриев присоединили к упрощенной системе налогообложения. Их отнесли к четвертой группе “упрощенцев” и сделали плательщиками единого налога, ликвидировав ФСН. Причем все это подавалось под соусом либерализации администрирования, которая не затронет саму идеологию налогообложения.
Механизм и вправду остался прежним: базой налогообложения является нормативная оценка земли, которая принадлежит предприятию или находится у него в аренде. Но “внезапно” выяснилось, что ставка налога втрое выросла по сравнению с ФСН.
Хотя это оказалось далеко не самой большой проблемой. Еще один фактор, который существенно влияет на сумму налога, – нормативная оценка земли. Долгие годы использовались данные в привязке к 1 июля 1995 г.
Однако теперь работает новое требование: при расчете суммы налога применяется коэффициент нормативной денежной оценки на 1 января текущего налогового года (в данном случае – 2015 г.). Например, для пашен, одного из самых распространенных типов земель, индексация приводит к тому, что база налогообложения возрастает в 7 раз. Добавляем сюда троекратное увеличение ставки налога – и получаем рост налоговой нагрузки более чем в 20 раз.
Неудивительно, что аграрии массово бьют тревогу. Причем главная претензия со стороны бизнеса – внезапность и непредсказуемость изменений, о которых толком не могут ничего сказать даже представители ГФС.
Да, о пересмотре индексации нормативной оценки стало известно еще в 2014 г. Но бизнес, как всегда, “забыли” предупредить, что в целом сумма уплачиваемого налога вырастет не в 2-3 и даже не в 5 раз, а значительно больше.
В итоге если в 2013-2014 гг. средний размер ФСН с 1 га составлял 5-6 грн., то сегодня – более 115 грн. И хозяйство, которое обрабатывает 1 тыс. га, заплатит в 2015 г. вместо 6 тыс. грн. налога – 115 тыс. грн. А предприятие, у которого земель 3 тыс. га – 345 тыс. грн. налога. Это не учитывая платы за аренду каждого гектара земли, поскольку на собственных паях работает очень малое число сельхозпроизводителей.
Как говорят представители профильных объединений, в Кабмине аграриев не слышат (и это очень странно, поскольку замминистра АПК Владимир Лапа – фактически, “человек рынка”). В Украинской аграрной ассоциации, к примеру, считают, что новшества, мягко говоря, не очень справедливы.
Во-первых, коэффициент индексации, и размер нормативной денежной оценки земли вручную устанавливается Кабинетом министров. Во-вторых, специальный налог для АПК должен рассматриваться в комплексе с другими налогами, которые платят сельхозпредприятия. В том числе с НДС, который, к слову, остается одним из дискуссионных. Ведь с 2015 г. зернотрейдеры лишились права на возмещение. И по заявлениям премьера Яценюка, это право им не вернут.
Впрочем, еще в феврале в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2160 нардепов Николая Кучера, Александра Бакуменко и Петра Юрчишина (все трое – от “Блока Петра Порошенко”), выходцев из аграрной отрасли. Законопроект предусматривает возврат механизма расчета налога на основании прежней нормативной оценки, привязанной к 1995 г. Это не вернет привычную для аграриев нагрузку, но значительно ее уменьшит. Но перспективы лобби этого документа очень туманны, ведь в ближайшие девять месяцев правительству нужно удовлетворять еще более возросшие бюджетные аппетиты. А так как АПК – одна из немногих отраслей, которая показывает “плюс”, из нее будут вытряхивать все, до копейки. (Павел Харламов специально для РБК-Украина/Пищепром Украины и мира)