Украинские аграрии активнее всех в Европе наращивают биопроизводство, постепенно добиваясь превращения экзотического увлечения в перспективный бизнес. По крайней мере, так утверждает эксперт швейцарского исследовательского института органического сельского хозяйства FiBL Торальф Рихтер.
Это стало возможным по двум причинам: во-первых, в Украине много – более чем где-либо в мире – крупно-земельных хозяйств, что привлекает международных трейдеров. Во-вторых, в большинстве стран органическое земледелие уже достигло 5-10% от общего числа, а в Украине это всего 1%. К примеру, в центре Киева, в магазине Le Silpo красуется фотография фермера Дмитрия Бутенко, а под ней стоит холодильник, наполненный ракушками, фаршированными мясом улитки – это продукт фермы Эко Улитка. Идея выращивать и перерабатывать мясо улитки к бывшему торговцу металлоломом Бутенко пришла спонтанно. Лет семь назад в магазине Дары моря он увидел улитку, произведенную в Калининградской области России. Находка натолкнула на мысль производить такой же продукт в Винницкой области на купленном им ранее участке.
Изначально Бутенко инвестировал в бизнес $12 тыс. Затем два года учился работать с новым продуктом. И теперь часть улиток, которые отправляет на рынок Эко Улитка, ферма выращивает сама, а часть сезонные работники собирают в лесах Хмельницкой и Винницкой областей.
За 100 кг “урожая” Бутенко выплачивает им 2,5 тыс. грн. Потом мясо улитки идет в переработку, и на выходе деликатес стоит от 770 грн. за кг. Немало, но дешевле, чем импортный продукт, который стоит не меньше 2 тыс. грн. Украинских улиток покупают рестораны, гостиничные комплексы и маркеты.
Производители отмечают, что такое меню не всем по карману: из-за затратности и длинного цикла производства органика стоит дороже. “Индюк без антибиотиков растет минимум девять месяцев, а то и год, чтобы он набрал массу. Если брать птицу, например, ТМ Наша ряба, то наша птица будет стоить раза в два дороже”, – говорит собственник агрофирмы Полесье-Инвест, которая специализируется на производстве экопродуктов Андрей Билицкий.
Пока что украинских покупателей отпугивает и низкий уровень доверия, считает исполнительный директор компании Галекс-агро, крупного экспортера органического зерна и производитель молочной продукции Органик Милк Александр Янец. “У нас же все лепят [на продукцию] эко- био- натур-. Пройтись по магазинам, так вроде бы там 80% все экологически чистое”, – объясняет фермер
Эксперты отмечают, что органическая продукция от так называемой экологически чистой или натуральной отличается главным образом наличием сертификата. В свою очередь обозначение эко и био свидетельствует лишь о том, что продукция произведена с минимальным вредом для окружающей среды. В сентябре 2014-го профильные ассоциации пролоббировали закон о производстве органической сельхозпродукции, который запрещает использовать экомаркировку предприятиям, не прошедшим сертификацию и ограничивает компании в праве использовать на своей упаковке значки эко, био, натур и многие другие. (Новое время/Пищепром Украины и мира)