Плодоовощная отрасль, равно как и растениеводство, в 2014 г. показала хорошую урожайность. Как результат, цены на овощи в этом сезоне существенно ниже, чем в прошлом. В сентябре 2014 г. стоимость борщового набора была на 2,7 грн. (-19,3%) меньше, чем в прошлом году. В частности, картофель на оптовых рынках стоил в среднем на 21,5% дешевле, капуста белокочанная – на 22,3%, лук репчатый – на 33,2%, свекла – на 27%. Морковь реализовывалась на 6,1% дороже, чем в прошлом году. Цены на огурцы и томаты были меньшими на 33,7% и 21,0% соответственно.
Выращиванием овощей и фруктов в Украине в основном занимаются небольшие фермерские хозяйства. Фермеры выращивают 98% картофеля, 89% всех овощей, 97% фруктов от общего объема производства в стране. Небольшие размеры хозяйств не позволяют добиться высокой эффективности работы, поэтому падение цен на рынке вследствие большого урожая, как правило, чревато убытками для многих игроков.
Россия многие годы являлась традиционным рынком сбыта для украинской овощной и фруктовой продукции. Согласно официальной статистике, из 200 тыс. т украинского плодоовощного экспорта более 70% приходилось именно на эту страну. Если в первой половине 2014 г. поставки в Россию были проблемными, то после 21 октября вообще стали невозможными. Россия запретила импорт из Украины любой растительной продукции. Примечательно, что запрет касается не только поставок выращенных в Украине овощей и фруктов, но и продукции, которая поступала в РФ транзитом через Украину.
Согласно подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), возможные потери аграриев от заградительных мер Россельхознадзора до конца 2014 г. могут составить $57,5 млн. За календарный год общая сумма убытков может достигнуть $300 млн. Россия была ключевым рынком сбыта для украинских фруктов – абрикосов, вишни и черешни, персиков (включая нектарины), слив и терна, яблок, груш и айвы. Согласно данным УКАБ, на российский рынок поставлялось 80-90% экспорта помидоров (стоимость экспорта в РФ в 2013 г. составила $23 млн.), моркови, репы, столовой свеклы, сладких корней, редьки, сельдерея, огурцов, корнишонов.
Стоит отметить, что до запрета Украина активно наращивала экспортные поставки в РФ. В августе 2014 г. наша страна впервые со времен независимости заняла второе место в списке поставщиков моркови в соседнюю страну. Если в прошлые годы сезон поставок начинался не ранее ноября и морковь завозили относительно небольшими партиями, то в 2014 г. объемы закупок в четыре раза больше, чем обычно. Эксперты проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” объясняют эту ситуацию действующим в России запретом на поставки овощей и фруктов из стран Евросоюза. Ведь в августе прошлого года более 40% моркови россияне импортировали именно из ЕС. Также в украинских компаниях рассказывали о большой заинтересованности России в поставках картофеля и лука репчатого. Что касается фруктов, то тут свои рекорды: в августе украинские садоводы отгрузили на российский рынок более 3 тыс. т яблок, что в четыре раза больше, чем в августе 2013 г. Увеличить присутствие на российском рынке яблок украинским производителям удалось, прежде всего, за счет запрета на импорт этих фруктов из Польши и Молдовы.
Перспективы же отечественных овощей и фруктов на европейской арене нельзя назвать оптимистичными. “Объемы экспорта небольшие, учитывая самообеспеченность ЕС фруктами и овощами. После введения Россией запрета на поставки европейской овощной и фруктовой продукции цены внутри ЕС снизились, что делает украинские продукты неконкурентоспособными в ценовом плане”, – говорит Игорь Остапчук. Европейские фермеры механизировали основные процессы выращивания овощей и фруктов, активно используют современные технологии. С этим, равно как и с качеством и упаковкой конечной продукции, к сожалению, у нас большие проблемы, поэтому и отправляем мы в страны Евросоюза немногим больше 8 тыс. т овощей и фруктов. Эксперты констатируют, что лишь немногие компании смогут в ближайшие сезон – два выйти на европейский рынок.
“Скорее всего, торговать с ЕС будут те компании, которые уже успели зарекомендовать себя и имеют высокое качество продукта, необходимую документацию и конкурентную цену. К новичкам же, несмотря на проукраинские настроения в Европе, отношение будет осторожным. Популярными культурами, как и ранее, будут бобовые, в частности, горох – в прошлом году его экспортировали на более чем $16,4 млн.”, – отмечает Мария Колесник, руководитель аналитического отдела консалтинговой компании “ААА”.
В числе компаний, заявляющих о планах выхода на европейский рынок, можно назвать агрохолдинг “Мрия”, который заинтересован в поставках украинского картофеля. Ранее компания продавала в ЕС крахмал. Поставки в Европу тепличных овощей тоже под вопросом, ведь себестоимость нашей продукции из-за больших цен на газ достаточно высока, а значит, неконкурентоспособная на рынке ЕС. Исключением из правил будут те компании и поставщики, которые смогут найти относительно незаполненную нишу. Например, в Европе большой спрос на свежие ягоды – малину, чернику, голубику, черную смородину, а также так называемые нишевые культуры, например, такие, как жимолость. Именно эта культура в последнее время стала хитом европейских прилавков, и некоторые украинские производители, почувствовав “золотую жилу”, уже начали ее выращивать. Пока что о больших объемах жимолости говорить рановато, но первые заказы уже есть.
Однако, к сожалению, подавляющее большинство украинских сельхозпроизводителей пока не готово полноценно выйти на европейский рынок. Причин несколько: объемы и стабильность поставок, цена, качество, сертификация производства. Сегодня в Украине только некоторые производители могут сформировать экспортные партии продукции, однако учитывая, что ягода выращивается в основном в открытом грунте, возможность поставки зависит от погодных условий. Чтобы обеспечить стабильные поставки качественной продукции, необходимо инвестировать в технологии защищенного грунта и послеуборочную доработку, быструю логистику и т. д. “Еще одно важное условие экспорта в Европу – сертификация производства в соответствии со стандартом GlobalGAP. В Украине лишь несколько производителей плодово-ягодной продукции прошли или сейчас проходят такую процедуру”, – говорит аналитик ягодного рынка Олег Босый.
Пожалуй, единственное конкурентное преимущество отечественных агрокомпаний перед европейцами – относительно дешевая рабочая сила. Сегодня в Европе работнику в поле за ручной труд платят в 5 раз больше, чем в фермерских хозяйствах Украины. “Поэтому Украина может быть конкурентоспособна по тем культурам, которые требуют больших трудозатрат, например, бахчевым”, – считает руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” Татьяна Герман. Кстати, это единственная товарная позиция в линейке свежей плодоовощной продукции, по которой мы имеем положительный баланс международной торговли со странами Европы: импортируя из Евросоюза около 300 т плодоовощной продукции, мы экспортируем туда 15-20 тыс. т арбузов. В принципе, фермеры Херсонщины уже адаптируются к требованиям европейских покупателей, делая акцент, например, на выращивании бескосточкового сорта арбузов.
Тенденцию подтверждает и руководитель направления “Развитие рыночной инфраструктуры” проекта USAID “АгроИнвест” Николай Гриценко. По его словам, в одном из сел Херсонской области более сотни личных крестьянских хозяйств, специализирующихся на выращивании бахчевых культур, объединились в сельскохозяйственный обслуживающий кооператив, внедрили одинаковую технологию выращивания, создали небольшой логистический пункт охлаждения и предпродажной подготовки продукции. И в результате сумели выйти на экспорт продукции в страны ЕС. “Уже в этом сезоне поставили около 800 т дынь. Несмотря на то, что дыни поставляют Италия, Франция и другие страны, наша продукция оказалась востребованной. Такой опыт нужно обязательно учитывать и распространять”, – подытожил он.
Кроме того, по мнению производителей, уже в ближайшее годы Украина сможет отвоевать себе место и на европейском рынке органических овощей и фруктов. Пока еще объем их выращивания внутри страны слишком мал для полноценного экспорта. “Мода на все органическое в Европе с каждым годом растет, и поэтому трейдеры активно ищут новые, а главное, более дешевые рынки для закупок. Уже в этом году сразу несколько производителей начали делать в ЕС пробные поставки органики. Так что можно прогнозировать, что в следующих сезонах эта тенденция только усилится”, – говорит производитель органических ягод Алексей Трегубов. (delo.ua/Пищепром Украины и мира)